• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Биография (вариант 5)

    Константин Сергеевич Аксаков - ярчайший «славянофил», умевший каждую свою мысль довести до логического конца и воплотить ее в дело. Современники запомнили его как чудаковатого, упертого, но смелого в суждениях человека, человека крайностей. Ярый приверженец всего народно-русского, он стал даже прообразом героя юмористической миниатюры, напечатанной Н. А. Некрасовым в 1846 году. Откуда берут свои корни такие его взгляды, его идеализация русского народа?

    Родился Константин Сергеевич 29 марта 1817 года в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Его отец - Сергей Тимофеевич Аксаков, литератор, критик; обладал спокойным нравом, рассудительностью, спокойствием и, скорее, созерцательным отношением к жизни. Он увлекался древней Москвой, любил все исконно русское, отчасти даже идеализировал помещичий быт. Мать, Ольга Семеновна Аксакова (урожденная Заплатина), дочь пленной турчанки, передала сыну бурную энергию и упорство в защите своей точки зрения.

    Отец для Константина Сергеевича был образцом, поэтому с младых ногтей он впитал в себя отцовскую любовь к русскому крестьянству, к простому народу, его обычаям и традициям.

    Все его счастливое детство прошло в родительских имениях в с. Надёжино и Аксаково, где он под руководством матери рано начал читать, познавать богатейший литературный мир.

    В 1826 году Аксаковы перебираются в Москву, где через шесть лет, в 1832 году, 15-летний Константин, окончивший пансионат М. П. Погодина, поступает в Московский университет на словесное отделение.

    Во время учебы он с упоением начинает посещать кружок Н. В. Станкевича. Молодого Аксакова увлекают рассуждения членов кружка на нравственные и философские темы. Он поддается веяниям немецкой философии (в т. ч. произведений Гегеля), но вскоре исконно русские семена, заложенные отцом, вызревают и оформляются в противление «гегелианству».

    В 1835 году Константин в качестве кандидата оканчивает университет, пишет первые свои литературные опыты (пародия «Олег под Константинополем», 1834-1839, отд. изд. 1858), публицистика.

    Аксаков ищет подтверждения своим смутным мыслям и образам, касающимся идиллического в русском народе и, в полной мере, находит отклик в среде первых «славянофилов» во главе с Киреевскими и Хомяковым.

    В московских салонах происходит его знакомство с Н. В. Гоголем и М. С. Щепкиным. Его увлечение древнерусскими корнями россиян и археологическими истоками жизни вообще, глубокое моральное сочувствие простой жизни народа, делают Аксакова историком славянофильского течения. Его неприятие западного доходит почти до абсурда: он носит мурмолку (вид шапки), отпускает бороду, запрещает при нем разговаривать на французском, не носит европейского платья.

    Его «славянофильские» идеи воплощаются не только в образе жизни, но и в творчестве. Идеал Аксакова - «общинная» Русь, во главе с патриархальной царицей-Москвой, почти ритуальный характер ее бытия, находит отражение в статье «Семисотлетие Москвы» (1846), стихотворении «Москве». В стихотворных строках автор называет имя Москвы «святым», сетуя, даже негодуя, что «новой силой, Была вся Русь потрясена:

    С презреньем брошено что было -
    Всё одолела новизна.
    Тебя постиг удел суровый,
    И мановением одним
    Воздвигся гордо город новый,
    Столица - с именем чужим»...

    Пропагандируя идеи «славянофильства», Константин Аксаков выступает с рядом статей в «Московском и литературном и ученом сборнике»(1846-1847), в «Московским сборнике»(1852), пишет в журналы «Москвитянин» и «Русская беседа».

    В 1846-1847 годах Аксаков защищает диссертацию на степень магистра русской словесности. Тема работы: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Она стоит особняком среди филологических работ Аксакова. Он - своеобразная дань его убеждениям «гегелианского» периода. В нем находит оправдание Петровская реформа.

    В 1848 году проходит премьера драмы Аксакова «Освобождение Москвы в 1612». Постановку сразу же запрещают.

    Аксаков много пишет публицистику - делает обзоры литературы, много переводит. В собственных произведениях он фанатично пропагандирует возврат к историческим корням русского народа, прописывает «модель государства», при котором надо бы жить в России. Яркий пример - его статьи «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности (1852), «Еще несколько слов о русском воззрении» (1856).

    С 1857 года Аксаков становится негласным редактором газеты «Молва». В этой газете выходит его «Публика - народ. Опыт синонимов», вызывающая бурю негодования среди дворянства, названного в статье «полуобразованным».

    Не менее спорными становятся и другие произведения Константина Сергеевича: «Краткий исторический очерк земских соборов», статьи о русских былинах, рассуждения о «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др. Считая новую столицу «с именем чужим» чем-то неприемлемым русскому народу, Аксаков довольно резко отзывается о «петербургской литературе» и особенно о натуральной школе, считая ее «раздольем посредственности».

    Аксаков пытается достучаться до царя, донести до него идеи создания практически нового государства с отдельными полномочиями государственной власти и патриархальной жизни простого народа. Он пишет записку царю Александру II «О внутреннем состоянии России» (1855, опубл. 1881).

    Стихотворные произведения Аксакова лишены какой-то художественной ценности, главное в них - идея. Наиболее популярным стало его стихотворение, наполненное духом романтизма, идеализации природы, «Мой Маринхен так уж мал», положенное на музыку Петром Ильичем Чайковским. Мы знаем эту незамысловатую детскую песенку с детства: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал»...

    «Вальтер Эйзенберг (Жизнь в мечте)»).

    Будучи убежденным славянофилом, он выстраивает четкую систему эстетических взглядов и общественно-политическую теорию этого общества. Свои взгляды он излагает в статье «Голос из Москвы». В ней он резко осуждает революционные события, произошедшие в Европе, он выступает против излишнего увлечения западного общества политикой, возведения правительства в ранг «идолов», сведения всей жизни народа к политическим страстям. По мнению Константина Аксакова, россияне никогда не делали из правительства идола и политические страсти для них - «дело второстепенное». В силу традиций и особенностей характера для России важнее всего жизнь духовная, осененная религиозными верованиями. Такой уклад жизни принимает только одну форму власти - православную самодержавную монархию с патриархальным укладом самого общества. Преобразования, произошедшие со времен Петра I Аксаков считает, чуть ли, не первейшим злом, разрушающим истинно русское. Однако Аксаков не скатывается только в область идеализирования и рассуждений о прекрасном. Он выступает с критикой самодержавной России, жестко пишет о крепостном праве, выражая свое отрицательное отношение к этому «нарыву общества».

    Исследуя историко-археологические корни русского народа, Аксаков приходит к выводу, что власть никогда не прельщала народ... наоборот, народ вверял эту власть богопомазанному и избранному государю, занимаясь своими сугубо житейскими делами.

    Следуя своей идее «негосударственности», он считает, что народ должен обладать непоколебимыми правами. И на эти права не должна простираться рука государственная. Именно «земля» должна иметь полное право выражать свое мнение и свободно говорить, а государство - законно действовать.

    В идеале, по Аксакову, практически идеальной формой сосуществования государства и власти должны быть земские соборы, представленные всеми сословиями. В «тандеме» государства и народа не должно быть каких-либо ограничений власти, будь то конституционных или республиканских.

    «народностью», полагая, что народное творчество вытеснит «натурализм» и «чистое искусство» и даст толчок к развитию абсолютно нового «синтетического» искусства.

    Литературное наследие Константина Сергеевича Аксакова велико, но его труды никогда при его жизни не были изданы полным собранием сочинений. Только после его смерти брат, Иван Сергеевич, издает три тома сочинений Константина. Идеи славянофильства не умерли вместе с их идеологом. Они нашли дальнейшее развитие в творчестве Герцена и «народников».

    Раздел сайта: