• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Бражников Илья: Аксаков К. С.

    «Русская история может читаться, как жития святых»

    «По крайней мере, по стремлению своей жизни, русский народ всегда хранил дух христианско-человеческий».

    Константин Сергеевич Аксаков родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове Бугурусланского уезда, Оренбургской губернии. Он был старшим сыном писателя С. Т. Аксакова. До 9 лет рос в деревне. С 1826 года К. Аксаков почти безвыездно живет в Москве. В 1832 году поступил на словесный факультет Московского университета и окончил курс кандидатом в 1835 году. Попытка поехать за границу в 1838 году была неудачна: К. Аксаков еле выдержал пять месяцев вне отчего дома.

    Принадлежал сначала к кружку Н. В. Станкевича, где познакомился с философией Гегеля и вместе с Самариным стал, по выражению Герцена, «православным гегельянцем». По словам Чичерина, Аксаков был в это время убежден, что «русский народ преимущественно перед всеми другими призван понять Гегеля», — т. е. дать простор в себе самосознанию Абсолютного Духа. Однако сложившееся в кружке общее воззрение на русскую жизнь и на русскую литературу, «большею частью отрицательное», постоянные «нападения на Россию, возбужденные казенными ей похвалами», по собственному свидетельству К. Аксакова, причиняли ему боль.

    После кончины Станкевича и отъезда Белинского в Петербург (1839) К. Аксаков сближается с другим кругом — старших основателей славянофильства: Киреевскими и Хомяковым . Теоретические основы их учения К. Аксаков принял готовыми; оно прекрасно отвечало его семейному воспитанию и личным пристрастиям.

    «Возврат», в котором содержится призыв «домой», в Московскую Русь; стихотворение «Петру» [1] содержит упрек преобразователю за насилие над русской жизнью и уверенность в том, что русскому народу удастся повернуть ход истории от Петербурга снова к Москве. Возврат к идеалам Московской Руси К. Аксаков стремился продемонстрировать наглядно: он отпускает бороду, ходит в косоворотке и мурмолке. Вместе с отцом К. Аксаков придавал большое значение не только внутреннему, но и внешнему освобождению от Европы, а именно – от западной моды, поскольку наружность «составляет тон жизни». Запрет русской одежды, приказ сбрить бороду — приводит в отчаяние Аксаковых: "конец надежде на обращение к русскому направлению!". Именно К. Аксаков первым в XIX столетии явственно выразил идею богоизбранности русского народа.

    Значение К. Аксакова в развитии славянофильства в том, что он более чем кто-либо другой поставил это учение в тесную связь с пониманием и оценкой конкретных особенностей русской исторической жизни. В кон. 40–нач. 50–х гг. он наиболее детально разработал теорию «земли и государства» – общественно‑политическую концепцию славянофилов, которую изложил в записке «О внутреннем состоянии России», поданной через графа Блудова императору Александру II в 1855. Жизнь славянских племен, согласно ей, определялась традициями крестьянской общины. Государство у восточных славян (призвание варягов) возникло как добровольный союз с землей, а потому не регулировало все стороны жизни народа, управлявшиеся общинными началами. На Западе же государство исторически есть полное принуждение и насилие над народом. Русский народ – народ “негосударственный”, не приученный заниматься делами управления и потому сохранивший внутреннюю свободу. В будущем Аксаков предполагал такое государственное устройство, при котором власть и народ развивались бы в сторону некоей “взаимной автономии”, с определенными сферами действия. Эта мысль была выражена им в виде известного тезиса:

    “Правительству – право действия и, следовательно, закона; народу – право мнения и, следовательно, – слова”.

    Для правительства важно и необходимо знать народное мнение и для того созывать на земские соборы выборных от всех сословий и со всех концов России. Но мнение собора Государь может принять или не принять. Народ не должен вмешиваться в правительственное дело: иначе он «изменяет своему пути внутренней духовной свободы и правды и непременно портится нравственно».

    У К. Аксакова, как и у других славянофилов, принимавших в целом уваровскую триаду, понятие Народности, несомненно, стояло бы вслед за Православием, впереди Самодержавия. К. С. Аксаков, наиболее занимавшийся этим вопросом, пришёл к идее “народной монархии”. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков были убежденными сторонниками реформ и в целом занимали антигосударственную позицию.

    Примечания

    [1] Для изучения философских взглядов – материал не менее важный, чем его статьи.

    Раздел сайта: