• Приглашаем посетить наш сайт
    Плещеев (plescheev.lit-info.ru)
  • Сербиненко В. В.: Аксаков К. С. (Новая философская энциклопедия)

    АКСАКОВ Константин Сергеевич [29 марта (10 апреля) 1817, Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ.—7(19) декабря 1860, остров Занте (Закинф), Греция]—русский философ, публицист, поэт. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. В 1832—35 учился на словесном отделении Московского университета. В студенческие годы был участником кружка Станкевича, испытал влияние немецкой философии (прежде всего Гегеля), которое заметно в магистерской диссертации “Ломоносов в истории русской литературы и русского языка” (1846), имеющей славянофильскую направленность. В конце 30-х гг. сближается с Хомяковым и Киреевским и вскоре сам становится теоретиком славянофильства. В 40—50-е гг. активно сотрудничал в славянофильских изданиях (“Московском сборнике”, журнале “Русская беседа” и др.). Основной вклад в славянофильское учение составила его общественно-политическая концепция. Политико-государственные отношения, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, т. к. в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат в духовно-религиозной сфере, сушность которой—православие. Этой “негосударственности” народа может гармонично соответствовать только одна форма власти — православная самодержавная монархия. Отстаивая монархический идеал, Аксаков в то же время резко критиковал общественнополитическую ситуацию в самодержавной России, писал о “внутренних язвах” российской жизни, осуждал крепостное право и “иго государства над землею”, начало которому было положено, по его убеждению, в царствование Петра I. Ставшая важным элементом славянофильского учения концепция “земли” (народа) и “государства” играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, “путь внутренней правды” (христианско-нравственное устройство жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) “внешней правде” (политически-правовая организация общества западного типа).

    Соч.: Поли. собр. соч. М., 1860—1880, т. 1—3; Теория государства у славянофилов: сб. статей. СПб.,, 1898; Литературная критика. М., 1981 (совместно с И. С. Аксаковым); Эстетика и литературная критика. М., 1995.

    Лит.: Венгерое С. А. Передовой боец славянофильства.—Собр. соч. СПб., 1912, т. 3; Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1989; Анненкова Е. И. Архивы Аксакова.—В кн.: Ежегодник РО ПД. Л., 1977.

    Раздел сайта: