• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Опыт русской грамматики
    Число

    Число.

    Предмет оставляет в уме нашем понятие о себе. Это понятие одно; предмет же может повториться, может явиться другой образец его. – Нового понятия здесь не является; понятие все одно, а между тем явился новый такой же предмет. Соединяя силою понятия предметы, мы видим, что предмет уже не один. Отсюда является число. Только единство понятия дает нам возможность видеть число предметов; только оно одно совокупляет, считает (сочетает) их: ибо мы узнаем здесь один предмет в нескольких явлениях. Мы говорим например: это стул и это стул, следовательно: два стула.

    Первое число, нарушающее единицу предмета, совпадавшую с единицей понятия, есть: два, или двойственное; характер этого числа есть отрицательный. Оно показывает только, что предмет не один, и образует понятие другого. Вот значение этого числа; дальнейшего хода оно не выражает. Но здесь уже образуется понятие числа, и именно понятие два, при котором выдается значение предмета, как единицы. Так что понятие возникает лишь при понятии: два, при отрицании единицы, – ибо видится, что предмет не один. Понятие на этом не останавливается; раз отправившись от единицы и прошедши через определение два, признав таким образом число, оно уже прямо переходит в мир бесконечного множества, и не видит ему предела. Это третий шаг (момент) понятия. Здесь, очевидно, нет уже отрицательного характера предыдущей степени. Множество здесь уже одно общее определение; рассматриваемое подробно, оно разнится в самом себе только счетом (см. ниже), оставаясь множественным вообще: ибо счету нет пределов. – Таким путем образуется три степени, в которых выражается количественное отношение предмета к своему понятию или идеалу: один, – не один, или два, – и много. Отсюда являются: число единственное, число двойственное, число множественное.

    И так, число есть количественное отношение предмета, как явления частного, – к своему понятию или идеалу, как к общему.

    нашем языке, остались только одни следы этого числа. Двойственное число, выражая путь мысли, доходящей до понятия множества, – есть число в этом смысле историческое; по этому самому оно, почти во всех языках, не удержалось, было утрачено с течением времени, и значение его поглотилось общим понятием множественного.

    Раздел сайта: