• Приглашаем посетить наш сайт
    Кулинария (cook-lib.ru)
  • Опыт русской грамматики
    Имя

    ЧАСТЬ I.

    — — —

    Имя.

    Я есть первое Имя; но в нем выразилось личное неделимое сознание. Ты есть также личное сознание, признанное в другом, и также неделимое. Первоначально, личные Имена тождественны с Глаголом Есмь, Еси. – Я и Ты – два первые лица: это сторона сознающая. Третье лицо, мир сознанный, есть весь мир, вся бесконечная область предмета. Глагол бытия принимается здесь в отвлеченном смысле, и предмет от него отделяется. Третье лицо глагола образуется чрез присоединение к теме общего окончания, обозначающего предмет: тъ. Но сознание, отвлекаясь от личного значения, и в третьем объективном лице становя себя предметом, – образует из темы Имени-Глагола: ЕС Ся, в котором выражается обращение сознания на само себя. Ся, как сознание обращенное само на себя, или сознание сознанное, – относится к разряду Я и Ты, и является также неделимым.

    Таким образом прежде всего перед нами Имя личное, хотя выражающее бытие в себе, и потому, хотя Имя, – но насквозь проникнутое неделимым духом сознания, обличающее один общий источник и сродство свое с Глаголом, и потому ищущее с ним сомкнуться, как в первых двух своих видах, где сознание является личным и субъективным, так и в третьем, где сознание отвлекается от личности и само становится объектом. Эти имена: Я, Ты, Ся.

    В Имени сознательном мы следовательно не видим предмета; ибо хотя здесь и есть форма имени, но сквозь нее светит неделимый деятельный, внутренний дух сознания. – Здесь нет образа. Следовательно настоящего определения предмета и соединенного с ним разнообразия – здесь нет, и быть не может. Предмет является собственно только уже на степени третьего лица, как всякий предмет, или как: он, она, оноИмя во всем своем разнообразии и во всей полноте своих видоизменений. Говоря об Имени, мы говорим собственно о третьем лице. И так приступаем к Имени.

    — — —

    Имя – есть покоящийся мир. – Предмет (объект), во всем объеме, со всеми своими сторонами, находит себе выражение в этой части речи.

    Область предмета есть целый мир, ибо предмет или образ (форма) – есть существенная, необходимая сторона всякого явления. Мир является нам, как природа и человек, т. е. сознаваемое и сознающее.

    Сознание не есть предмет; напротив всякое явление есть предмет для сознания. – Но сознание явилось на земле в конечном вещественном природном существе – в человеке. Человек, как часть природы, есть сам предмет. С другой стороны, сознание, познающее мир внешний, познает и мир внутренний духовный, который, определяясь, становится предметом сознания, и потому – предметом. – В конечном представлении человека, мир внутренний, высказываясь в слове, носит отпечаток мира внешнего.

    Примечание. Сознание в области мышления может быть и само предметом для сознания, тогда оно тоже – предмет; но сила, деятельно сознающая, сама, предметом не становится, – но становит предметом все, на что обращается, – даже самое сознание.

    — — —

    Предмет на низшей степени природы является целостью массы, подлежащей случайным делениям и наружному различию, но не делящейся из себя и безразличной в себе; вещество, какое бы то ни было – вот общее определение низшей степени природы, мира неорганического. Далее, едва приметно в царстве растений, приметнее, но еще слабо, в царстве рыб, и наконец уже явственно в царстве животных (птиц и зверей) – всякое явление развивается, различаясь и разделяясь само из себя, живущею в нем жизнию. Ни один предмет не представляет здесь полноты; он разделен на две половины и существует в двояком виде. – Целое отвлеченно; оно есть обе половины, понятые вместе. – Искание целости действительной, – искание целости, для нее невозможной. – Каждая из половин живого предмета имеет в то же время свое собственное значение. Здесь является понятие пола или рода. – Это видим мы ясно в области даже растений и рыб, далее в области птиц, зверей, где всякое существо: самец и самка, – и наконец в области человека. Но в области человека, пол проникается духовным значением. Человек существует, как муж и жена.

    Раздел сайта: