• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Опыт русской грамматики
    Падеж

    Падеж.

    Предмет, кроме качественного и количественного отношения своего, как явления частного, к себе самому, как к понятию общему, как к собственному своему отвлеченному идеалу (при чем является и отношение его к другим таким же предметам, однородным с ним частным явлениям), – имеет значение сам по себе, как живое, действительное выражение этого общего понятия в частном явлении, – и вследствие этого становится в разнообразные отношения, как к самому себе, внутри себя, так и к другим, каким бы то ни было предметам. Здесь уже нет отношения непременно к предметам себе однородным, как в предыдущих случаях. Ибо там предмет рассматривался в созерцании мысли отвлеченно, порознь: как частное явление, и как общее понятие, к которому оно относится. Все отношения, при подобном отвлеченном созерцании, находились в кругу частного явления и общего понятия, в кругу предметов однородных. – Здесь же предмет, являясь, не отвлеченным, а действительным явлением, в частности своей выражающим общий идеал, и следовательно как бы получая самостоятельность, – становится в отношении к своему понятию и к себе, внутри себя так сказать, и потом в отношении уже всяких предметов, – как цельный действительный предмет. В слове, такие отношения выражаются изменением окончаний (в языках обедневших – через предлоги). Такие отношения, выраженные в именах изменениями окончаний, называются Падежами, – название, которое мы удержим. Падеж, намекая на отношение предмета, как цельного действительного явления, к самому себе и другим предметам, намекает уже на отношение деятельное; но опять, это только намек.

    — — —

    Естественное, спокойное и вместе непосредственное, свободное от всяких соприкосновений, состояние предмета, другими словами: предмет сам по себе, выражается в Имени естественным его, прямым окончанием. Это падеж Именительный, который может быть назван: Непосредственный.

    Всякий предмет, как сказали мы выше, заключает в себе, как в частном явлении, и общее понятие, которое часто понимается, как родовое. Когда эта сторона общего понятия преобладает в предмете, и он выступает этою общею стороною, удаляясь от своего определенного значения, – он получает значение отвлеченное, неопределенное; такое состояние предмета выражается в Имени (как и при всех падежах, кроме Именительного един. чис.) – изменением окончания. Это падеж Родительный или Отвлеченный.

    объективируется, сознается, говоря вообще, и в этом смысле определяется. Здесь предмет приходит в соприкосновение прямое с другим предметом, сознающим, объективирующим его, хотя бы это место другого предмета занимал он сам, и сам сознавал себя. Это падеж Винительный или Предметный (Объективный). Это сознание может выражаться не только мыслительным актом самого сознания, но и вообще всяким действием.

    Предмет переходит в состояние не прямого объективирования; это состояние: прикосновенного присутствия предмета, участия его в деле. Здесь также определяется предмет, но косвенно. – Это падеж Дательный или Присутственный.

    Кроме того предмет сам является сознающим, переносящим постороннее явление в свое существование, в себя; вместо того, чтоб быть предметом действия, он становится причиною, целью его и имеет в себе деятельное начало. Это падеж Творительный; иначе: Деятельный или Производительный.

    Место есть необходимое определение предмета, неотъемлемая общая его категория. – Предмет выражает в себе это существенное свое определение и является, как место, в обширном смысле этого слова: как во внешнем, положительном, так и во внутреннем, отвлеченном. Это падеж или Местный.

    Наконец предмет освобождается из состояния предмета, из состояния третьего лица, как скоро к нему обращена речь, как к одушевленному и личному существу, речь, которая возводит его в лицо второе, которая произносит: ты! Предмет получает тогда характер одушевленный, личный. Это падеж Звательный или Личный.

    Примечание. Разумеется эта речь может быть обращена действительно только к предметам одушевленным, к таким, которые могут дать ответ на зов, к именам мужеского и женского рода; поэтому только имена мужеского и женского рода имеют Звательный падеж, а имена среднего рода – Звательного падежа не имеют. В речи употребляется вместо него Именительный. Во множественном числе вообще, личность поглощена множеством, и потому в множественном числе – Звательного тоже нет, и употребляется вместо него Именительный.

    Вот все виды, принимаемые Предметом в жизни и Именем в слове, собственно в слове Русском; – вот все падежи. Именно:

    Падеж

    Именительный

    Непосредственный

    Родительный

    Винительный

    Предметный или Объективный

    Дательный

    Присутственный

    Творительный

    Деятельный или Производительный

    Предложный

    Местный

    Звательный

    Личный

    Примечание случайных употреблений давались падежам определения и названия; напр.: я дал человеку книгу – падеж Дательный, и так и другие, более или менее. – Удивительно, как до сих пор не сбивало г-д Грамматиков то, что определения их беспрестанно оказывались недостаточными, и поэтому приходилось придумывать новые объяснения или даже исключения. Подобные определения решительно не могли быть удовлетворительны, ибо почерпались из случаев. Например: тебе идти вперед, здесь падеж не подходит под определение падежа Дательного; или еще: ты мне с места не сходи. – Самое полное определение в наших грамматиках есть то, которое наиболее исчисляет общих случаев употребления; очевидно, что это понимание весьма условное, внешнее и недостаточное. Нам кажется, что такое воззрение должно сбивать с толку, ибо всякое случайное определение (если мы вздумаем принять оное за общее определение) закрывает перед нами закон, являющийся в нем лишь какою-нибудь одною стороною своею. Полное исчисление случаев невозможно. Наиболее полное исчисление все так же сбивает, ибо это все частные случаи употребления, не только скрывающие общий закон, но часто противоречащие друг другу, как скоро не понят этот общий закон, в котором находят они свое единство и объяснение. Употребление намекает, наводит нас на закон, но не определяет его. Мы должны углубиться в существо самого дела, не накладывать извне взятого определения, но в нем самом открыть объясняющий его закон.

    соответствует только, является только приличным такому или такому употреблению с предлогом или глаголом, и обнаруживается при этом одною лишь стороною своею, которую слишком определенно схватывали Грамматики, как правило. Между тем, если вникнем в сущность дела, то легко увидим, что падежи имеют свой самостоятельный смысл, обнаруживающийся при всяком случае разными своими сторонами, а иногда и в самостоятельном употреблении. Так например: Родительный в виде Звательного: или народное: молодца! Так Дательный, употребляемый как самостоятельный: ему идущему, все падает ницты мне учись хорошенько. – Падежи имеют, повторяем, свой самостоятельный, независимый, разумный смысл, и потому могут и должны рассматриваться сами в себе, а не только в употреблении; следовательно, должны быть поняты с этой точки зрения, даже и вне Синтаксиса, в котором конечно, как в живой речи, полнее выступает смысл и падежей и всех грамматических изменений: поэтому-то подробнейшее и отчетливейшее объяснение падежей и относим мы к Синтаксису. – Ограничиваемся здесь общим сделанным выше определением самостоятельного значения падежей. Отсюда уже, из духа и существа их, может объясниться всякая случайность их употребления. В определении падежей, нами установленном, старались мы достигнуть этого.

    Числа и падежи выражаются в Имени чрез подвижное изменение его форм.

    Изменение имен по числам и падежам называется .

    Раздел сайта: