• Приглашаем посетить наш сайт
    Сомов (somov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1859"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Биография (вариант 4)
    Входимость: 4. Размер: 18кб.
    2. Лосев А. Ф.: Филология и эстетика Конст. Аксакова
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    3. Речь, произнесенная в обществе любителей российской словесности 29 янв. 1859 г.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    4. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    5. Народное чтение. Книжка первая
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    6. Три критические статьи г-на Имрек
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    7. Соловьев Артем: Философские идеи К. С. Аксакова и генеалогия славянофильства
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    8. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Шикман А. П.: Аксаков К. С. (Деятели отечественной истории. Биографический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    11. Публицистика, воспоминания Аксакова
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. Труды и дни. Мелкие сочинения Хромова
    Входимость: 1. Размер: 31кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Биография (вариант 4)
    Входимость: 4. Размер: 18кб.
    Часть текста: (1846), несмотря на славянофильскую направленность работы и оригинальность научных выводов (например, своеобразную трактовку проблемы стиля). Этапы развития литературы в целом рассматривались молодым ученым в духе гегелевской концепции культурно-исторического процесса. В конце 30-х гг. в московских салонах сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским. Воздействие их идей было значительным, и вскоре он и сам становится приверженцем и теоретиком славянофильства. Окончив университет, Аксаков сотрудничал в «Москве» и «Московском наблюдателе» (редактором которого в 1838 -1839 гг. был В. Г. Белинский). После защиты магистерской диссертации он предполагал приступить к научно-преподавательской работе в университете, но планам этим не суждено было осуществиться. В Московском университете вакансий не оказалось, и в дальнейшем Аксаков отдает все силы литературному творчеству и публицистике. В 40— 50 гг. Аксаков активно сотрудничал в периодических изданиях («Московском литературном и ученом сборнике» (1846–1847), «Московском сборнике» (1852), журнале «Русская беседа», «Москвитянин» / привлечен как поэт В. Г. Белинским / и др.). С 1857 г. он - фактический редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику. В 1859 г. в «Молве» была опубликована его статья «Публика — народ. Опыт синонимов», где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи»). Эта публикация, вызвавшая широкий общественный резонанс и резко отрицательную реакцию властей (вскоре газета прекратила свое существование), считается одним из наиболее ярких образцов критики дворянского сословия в истории русской общественной мысли. Существенная часть творческого наследия Аксакова посвящена русской...
    2. Лосев А. Ф.: Филология и эстетика Конст. Аксакова
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: о которой мы только теперь начинаем догадываться; 3. Но и теперь имя К. С. погребено под хламом истекших десятилетий, и вместо свободного отношения мы и теперь встречаем часто аффекты и нервы. c) Я утверждаю, что и наше современное отношение к языку не пошло дальше. Мы, может быть, научились более точно выражаться . Но интуиции языковые не подвинулись дальше, а обработка языкового материала с точки зрения этих интуиций даже отстала . II. Филологические труды 1. Он – филолог по преимуществу . Даже количественно. Между тем этого почти никто не знает. 2.   1817 – 1859 . 3. 1. “О грамматике вообще (по поводу грамматики г. Белинского)”. 1838, напеч. в “Московском наблюдателе”, 1839, янв. 2. “Ломоносов в истории русской литературы и русского языка”. Для получения степени “магистра философского факультета 1-го отделения”. 1846. 3. “Несколько слов о нашем правописании”. Московский Сборник, изд. В. А. Панаева. 1846. 4. “О русских глаголах”. Отдельная брошюра. 1855. 5. “Критический разбор Опыта исторической грамматики русского языка Ф. Буслаева”. “Русская беседа”. 1859 (V – VI т.). 6. “Опыт русской...
    3. Речь, произнесенная в обществе любителей российской словесности 29 янв. 1859 г.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: По моему мнению, должно ясно определить, кто именно имеет право быть предложенным в члены Общества любителей российской словесности. Если принять в основание права самый титул Общества любителей российской словесности, то право быть его членом становится чрезвычайно широким. Любящих русскую словесность найдется великое множество. Очевидно, что одна эта любовь не может составлять еще права быть членом нашего Общества. Очевидно, здесь разумеются люди, не только любящие словесность, но проявившие эту любовь на деле, оказавшие словесности русской услуги. Прежде всего, следовательно, на это имеют право писатели, для которых слово русское есть предмет не только любви, но и деятельности. Но не всякий писатель, потому только, что он писатель, – имеет право быть предложен на избрание в члены Общества. – Математика, химия и пр., в самом сухом, техническом их виде, необходимо прибегают тоже к слову; но в этом случае слово есть только знак, средство, орудие. Какое бы достоинство ни снискал подобный ученый народ по части математики, химии и пр. – для него приличествуют уже другие условия, другое мерило, по которым судится и оценивается такой труд по части тех или других наук, а для ученых ценителей их существуют особые ученые общества. Итак, здесь еще раз стесняется круг имеющих право быть предложенными к избранию в члены Общества. Здесь нужны не только писатели вообще, но писатели, принесшие пользу именно русской словесности, то есть пользу такой деятельности, где слово является не знаком, не средством, не орудием, но где оно само становится или целию изучения, или предметом творчества, или частью изделия. Итак: I. Слово как цель деятельности в области знания составляет предмет науки, именно филологии в обширном смысле. Поэтому все филологи, все, занимающиеся словом как предметом научным, исследующие его законы, имеют право быть предложенными в члены. II. Слово как предмет художественной деятельности является при творчестве в слове, другими словами,...
    4. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: 5) Константин Сергеевич Аксаков - ярчайший «славянофил», умевший каждую свою мысль довести до логического конца и воплотить ее в дело. Современники запомнили его как чудаковатого, упертого, но смелого в суждениях человека, человека крайностей. Ярый приверженец всего народно-русского, он стал даже прообразом героя юмористической миниатюры, напечатанной Н. А. Некрасовым в 1846 году. Откуда берут свои корни такие его взгляды, его идеализация русского народа? Родился Константин Сергеевич 29 марта 1817 года в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Его отец - Сергей Тимофеевич Аксаков, литератор, критик; обладал спокойным нравом, рассудительностью, спокойствием и, скорее, созерцательным отношением к жизни. Он увлекался древней Москвой, любил все исконно русское, отчасти даже идеализировал помещичий быт. Мать, Ольга Семеновна Аксакова (урожденная Заплатина), дочь пленной турчанки, передала сыну бурную энергию и упорство в защите своей точки зрения. Отец для Константина Сергеевича был образцом, поэтому с младых ногтей он впитал в себя отцовскую любовь к русскому крестьянству, к простому народу, его обычаям и традициям. Все его счастливое детство прошло в родительских имениях в с. Надёжино и Аксаково, где он под руководством матери рано начал читать, познавать богатейший литературный мир. В 1826 году Аксаковы перебираются в Москву, где через шесть лет, в 1832 году, 15-летний Константин, окончивший пансионат М. П. Погодина, поступает в Московский университет на словесное отделение. Во время учебы он с упоением начинает посещать кружок Н. В. Станкевича. Молодого Аксакова увлекают рассуждения членов кружка на нравственные и философские темы. Он поддается веяниям немецкой философии (в т. ч. произведений Гегеля), но вскоре...
    5. Народное чтение. Книжка первая
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: пищу и предлагают народу уже жеванное. Чтение для народа! По нашему мнению, уже в этой мысли лежит ложь. Что же народ – разве особенный отдел людей? Почему же для него и не существует общего чтения, как для всех людей вообще, а изготовляется нарочно чтение народное ? Почему «История» Карамзина, «История» Соловьева, «Путешествие», например, Головнина, «Юрий Милославский» [1] и пр. и пр. – не народное чтение? И что это за чтение по сословиям? Но ведь в то же время у вас нет чтения дворянского, нет чтения купеческого: отчего же существует у нас чтение народное? Или вы на народ смотрите, как на малолетних детей, и – как детское чтение, – так выделяете и народное чтение? «Наше общество образованно, а народ находится в невежестве», – говорите вы. Неужели вы не знаете, что масса сведений сама по себе ничего не значит и что шкап, наполненный самыми умными книгами, нисколько от того не выигрывает и сам умным не становится, что, следовательно, вся сила в том, какое изменение производит масса сведений в принявшем ее человеке, как он усваивает ее, как ею пользуется? Неужели не знаете вы, что масса сведений, положенная в голову человека, сама по себе еще нисколько не дает право на совершеннолетие, что есть дети-скороспелки, перенявшие не только сведения, но и приемы ученого рассуждения о высоких и просвещенных предметах, и что все они – дети, и вдобавок жалкие дети? Ученый ребенок все остается ребенком; напротив того, человек не...
    6. Три критические статьи г-на Имрек
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    Часть текста: Мы почли однако ж нужным этими немногими словами оправдать помещение следующих критических статей, и, предупредив суждение читателей, обратить их внимание не на внешний их повод, а на внутреннее содержание. Ред. I. Вчера и сегодня. Литературный сборник. составленный гр. В. А. Соллогубом, изданный А. Смирдиным. Книга первая. Санкт-Петербург, 1845 В сборнике, как в голосе не одного человека, а нескольких, находится более или менее общее направление, общий голос; это хор, и потому, хотя один голос иногда и более заключает в себе существенного, но так как хор есть всегда выражение, по крайней мере, количественной стороны общества, хотя бы при отсутствии качественного значения, то он интересен и заслуживает внимания и разбора. Издатель сборника "Вчера и сегодня" гр. В. А. Соллогуб, имя известное в нашей литературе; тем интереснее эта книга. В ней по обыкновению есть проза и стихи; посмотрим сперва на прозу. Первая прозаическая и вообще первая статья, с которой начинается сборник, это ...
    7. Соловьев Артем: Философские идеи К. С. Аксакова и генеалогия славянофильства
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: пунктом для развития философских идей «неославянофила» священника Павла Флоренского. А в 1916 году в «Богословском вестнике», и затем отдельным изданием, вышла работа о. Павла под названием «Около Хомякова». Эта критическая статья посвящена трехтомному труду профессора Владимира Зеноновича Завитневича об А. С. Хомякове. В целом статья посвящена даже не столько критическому разбору труда Завитневича, сколько выявлению тех аспектов мировоззрения Хомякова и ранних славянофилов, которые в труде Завитневича не рассматриваются. Флоренский в статье указывает на либерализм Хомякова, на хомяковскую критику принципа авторитаризма в церковно-политическом вопросе. В качестве же одного из важнейших упущений самого труда Завитневича о. Павел отмечает отсутствие исследования генеалогии и родственных связей славянофилов. В частности Флоренский пишет: «Дело в том, что московские славянофилы, их ближайшие единомышленники находились в тесных родственных связях – этот факт родственного строения кружка славянофильских деятелей объясняет тесную сплоченность славянофилов каким-то особым дружелюбием, которые не найдем в западнических кружках опирающихся более на единство в теоретической программе, чем на природные связи их сочленов»[1]. Там же Флоренский приводит слова Николая I , сказанные Юрию Федоровичу Самарину: «Вы бы так и остались там, в Петропавловской...
    8. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: любовь к литературе. В Константине ещё мальчиком проснулась любовь ко всему родному, особенно древнерусскому. 12 лет юный Аксаков учредил среди знакомых мальчиков дружину воинов и писал приключения «дружины молодых людей, любивших древнерусское вооружение». Рядом с этим, в даровитом юноше шло развитие других умственных интересов: выучившись читать 4-х лет, Константин Сергеевич перечитал всю классическую литературу и, воспитываясь дома, получил тщательное образование. Учителями его были такие люди, как Фролов, известный географ, и Венелин. Поступив в 1832 г. на словесный факультет московского университета, Константин Сергеевич примкнул к слагавшемуся кружку Станкевича, в состав которого входили Белинский, Боткин, Сатин, Кетчер, Клюшников и др. Время пребывания Аксакова в московском университете совпадает с эпохой резкой перемены в профессуре и студенчестве. На смену старым профессорам пришли Павлов, Надеждин , Шевырев и Погодин , а студенты стали увлекаться философией гегельянства и общественными вопросами. В кружке, к которому примкнул Константин Аксаков, гегельянство было возведено в настоящий религиозный культ; оно имело заметное влияние на историческое понимание Аксакова. Уже в это время начинало развиваться общественное миросозерцание Константина Сергеевича в национальном направлении, постепенно отдалявшем его от кружка Станкевича. Аксаков в 1840 г. окончательно расходится с Белинским и сближается с Хомяковым ,...
    9. Шикман А. П.: Аксаков К. С. (Деятели отечественной истории. Биографический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Константин Сергеевич (1817, с. Ново-Аксаково Оренбургской губ. - 1860, о. Занте, Греция) - историк, славянофил. Брат И. С. Аксакова . Старший сын Сергея Тимофеевича . В 1832 - 1835 учился в Московском университете на словесном факультете. После окончания ун-та активно занимался лит. работой: писал стихи, пародии, Делал переводы. Близко сошелся с И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым. Аксаков становится "передовым бойцом славянофильства", пропагандистом идеи преобразования рус. общества на народных, самобытных началах. В 1847 защитил диссертацию "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка". Занимался публицистикой, филологией, историей. По натуре кабинетный ученый, Аксаков подстраивал исторические факты под славянофильскую теорию: сущность рус. национального духа - цельность духовной жизни, отражающейся и во внешнем укладе, который с древности был не родовой, а общинно-вечевой, представлявший собой картину высокоидейных отношений, т. к. мирское общинное начало есть нечто высшее в жизни. По мнению Аксакова, рус. народ - носитель лишь ему присущих высоких достоинств, т. е. богоизбран и не нуждается в учительстве "культурных людей", т. к. у народа есть свое стройное миросозерцание, самобытная нравственность, источник которой - православная вера. Аксаков был убежден, что рус. история нив чем не похожа на западноевропейскую. Как все фанатики идеи, Аксаков не замечал односторонности своих воззрений. В 1855 подал Александру II "Записку о внутреннем состоянии России", где обосновывал неограниченное законодательное право монарха, а для народа - возможность свободно высказывать свое мнение, для...
    10. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: с детства. Таким образом он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, «с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца». Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать и первой его книгой для чтения была «История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. «Между детскими годами и зрелым возрастом, — говорит И. С. — почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался». Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15 лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева — греческому, у Фролова — географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее вместе с братьями и сестрами разные эпизоды в лицах. С 12 лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи...