• Приглашаем посетить наш сайт
    Фонвизин (fonvizin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "О"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 1303).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    73ОБЛАКО (ОБЛАКА, ОБЛАКОВ, ОБЛАКАМИ, ОБЛАКОМ)
    214ОБЛАСТЬ (ОБЛАСТИ, ОБЛАСТЕЙ, ОБЛАСТЯМ, ОБЛАСТЯХ)
    49ОБОЗНАЧАТЬ (ОБОЗНАЧАЕТ, ОБОЗНАЧАЮТ, ОБОЗНАЧАЯ, ОБОЗНАЧАЛО)
    190ОБОРОТ (ОБОРОТЫ, ОБОРОТОВ, ОБОРОТАХ, ОБОРОТАМИ)
    627ОБРАЗ (ОБРАЗОМ, ОБРАЗА, ОБРАЗЕ, ОБРАЗЫ)
    154ОБРАЗОВАНИЕ (ОБРАЗОВАНИИ, ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЮ, ОБРАЗОВАНИЕМ)
    73ОБРАЗОВАННЫЙ (ОБРАЗОВАННОГО, ОБРАЗОВАННОЕ, ОБРАЗОВАННЫМ, ОБРАЗОВАННЫХ)
    75ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ)
    326ОБРАЗОВАТЬ (ОБРАЗУЕТ, ОБРАЗОВАЛО, ОБРАЗУЮТ, ОБРАЗОВАЛ)
    44ОБРАТИМЫЙ (ОБРАТИМ)
    265ОБРАТИТЬ (ОБРАТИМ, ОБРАТИЛ, ОБРАТИЛО, ОБРАТИЛА)
    114ОБРАЩАТЬ (ОБРАЩАЕТ, ОБРАЩАЯ, ОБРАЩАЕМ, ОБРАЩАЛ)
    78ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ)
    56ОБШИРНЫЙ (ОБШИРНОМ, ОБШИРНОЙ, ОБШИРНОЕ, ОБШИРНЕЕ)
    52ОБЩАТЬСЯ (ОБЩАЯСЬ, ОБЩАЕТСЯ)
    391ОБЩЕСТВЕННЫЙ (ОБЩЕСТВЕННОГО, ОБЩЕСТВЕННАЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ, ОБЩЕСТВЕННОЙ)
    498ОБЩЕСТВО (ОБЩЕСТВЕ, ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВУ, ОБЩЕСТВОМ)
    71ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ)
    1115ОБЩИЙ (ОБЩЕМ, ОБЩЕЕ, ОБЩЕГО, ОБЩИМ)
    199ОБЩИНА (ОБЩИНЫ, ОБЩИНУ, ОБЩИН, ОБЩИНЕ)
    62ОБЩИННЫЙ (ОБЩИННОЕ, ОБЩИННОЙ, ОБЩИННЫХ, ОБЩИННОГО)
    174ОБЪЯСНЕНИЕ (ОБЪЯСНЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЮ, ОБЪЯСНЕНИЙ, ОБЪЯСНЕНИЕМ)
    128ОБЪЯСНИТЬ (ОБЪЯСНИЛИ, ОБЪЯСНИТ, ОБЪЯСНЕН, ОБЪЯСНЕНО)
    125ОБЪЯСНЯТЬ (ОБЪЯСНЯЕТ, ОБЪЯСНЯЮТ, ОБЪЯСНЯЕМ, ОБЪЯСНЯЛИ)
    164ОБЫКНОВЕННЫЙ (ОБЫКНОВЕННО, ОБЫКНОВЕННЫЕ, ОБЫКНОВЕННОГО, ОБЫКНОВЕННЫХ, ОБЫКНОВЕННОЕ)
    90ОБЫЧАЙ (ОБЫЧАЮ, ОБЫЧАЯ, ОБЫЧАИ, ОБЫЧАЕВ)
    83ОГОНЬ (ОГНЕМ, ОГНЯ, ОГНЮ, ОГНЕ)
    56ОГРОМНЫЙ (ОГРОМНОЙ, ОГРОМНАЯ, ОГРОМНОМ, ОГРОМНОЕ)
    51ОДА (ОДЫ, ОДУ, ОД, ОДАХ)
    83ОДЕЖДА (ОДЕЖДЫ, ОДЕЖДЕ, ОДЕЖДУ, ОДЕЖД)
    1657ОДИН
    52ОДНОКРАТНЫЙ (ОДНОКРАТНОЙ, ОДНОКРАТНОГО, ОДНОКРАТНУЮ, ОДНОКРАТНОМ)
    46ОДНОСТОРОННИЙ (ОДНОСТОРОННЕ, ОДНОСТОРОННЕЕ, ОДНОСТОРОННИХ, ОДНОСТОРОННИМ)
    77ОДНОСТОРОННОСТЬ (ОДНОСТОРОННОСТИ, ОДНОСТОРОННОСТЕЙ, ОДНОСТОРОННОСТЯМИ, ОДНОСТОРОННОСТЬЮ)
    64ОДУШЕВЛЕННЫЙ (ОДУШЕВЛЕННЫХ, ОДУШЕВЛЕННЫЕ, ОДУШЕВЛЕННЫМ, ОДУШЕВЛЕННОГО)
    65ОЗНАЧАТЬ (ОЗНАЧАЕТ, ОЗНАЧАЮТ, ОЗНАЧАЛ, ОЗНАЧАЛО, ОЗНАЧАЯ)
    99ОКАНЧИВАТЬ (ОКАНЧИВАЕТ, ОКАНЧИВАЮТ, ОКАНЧИВАЯ, ОКАНЧИВАЛ)
    768ОКОНЧАНИЕ (ОКОНЧАНИЙ, ОКОНЧАНИИ, ОКОНЧАНИЯ, ОКОНЧАНИЕМ)
    75ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ (ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ, ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ, ОКОНЧАТЕЛЬНО, ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ)
    162ОЛЕГ (ОЛЕГА, ОЛЕГЕ, ОЛЕГОМ, ОЛЕГУ)
    46ОПРАВДАНИЕ (ОПРАВДАНИЮ, ОПРАВДАНИЯ, ОПРАВДАНИИ)
    373ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕМ, ОПРЕДЕЛЕНИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ)
    207ОПРЕДЕЛЕННЫЙ (ОПРЕДЕЛЕННОЕ, ОПРЕДЕЛЕННОГО, ОПРЕДЕЛЕННО, ОПРЕДЕЛЕННЫХ)
    172ОПРЕДЕЛИТЬ (ОПРЕДЕЛИЛИ, ОПРЕДЕЛЕН, ОПРЕДЕЛИЛ, ОПРЕДЕЛИЛО)
    133ОПРЕДЕЛЯТЬ (ОПРЕДЕЛЯЕТ, ОПРЕДЕЛЯЛИ, ОПРЕДЕЛЯЯ, ОПРЕДЕЛЯЮТ)
    101ОПЫТ (ОПЫТУ, ОПЫТА, ОПЫТОВ, ОПЫТЕ)
    91ОРГАНИЧЕСКИЙ (ОРГАНИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЧЕСКАЯ, ОРГАНИЧЕСКОГО, ОРГАНИЧЕСКУЮ)
    50ОРУЖИЕ (ОРУЖИЕМ, ОРУЖИЯ, ОРУЖИЮ, ОРУЖИЙ)
    62ОСВОБОДИТЬ (ОСВОБОДИЛ, ОСВОБОДИЛА, ОСВОБОДИТ, ОСВОБОДЯ)
    47ОСВОБОЖДАТЬ (ОСВОБОЖДАЕТ, ОСВОБОЖДАЛА, ОСВОБОЖДАЯ, ОСВОБОЖДАЮТ)
    63ОСВОБОЖДЕНИЕ (ОСВОБОЖДЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЕМ, ОСВОБОЖДЕНИИ, ОСВОБОЖДЕНИЮ)
    153ОСНОВА (ОСНОВЕ, ОСНОВЫ, ОСНОВУ, ОСНОВОЮ)
    224ОСНОВАНИЕ (ОСНОВАНИИ, ОСНОВАНИЯ, ОСНОВАНИЙ, ОСНОВАНИЕМ)
    123ОСНОВНАЯ, ОСНОВНЫЙ (ОСНОВНОЙ, ОСНОВНЫМ, ОСНОВНОЕ, ОСНОВНЫХ, ОСНОВНЫЕ)
    44ОСНОВЫВАТЬ (ОСНОВЫВАЕТ, ОСНОВЫВАЯ, ОСНОВЫВАЮТ, ОСНОВЫВАЛИ)
    297ОСОБЕННОСТЬ (ОСОБЕННОСТИ, ОСОБЕННОСТЬЮ, ОСОБЕННОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТЯМИ)
    337ОСОБЕННЫЙ (ОСОБЕННО, ОСОБЕННОЕ, ОСОБЕННЫМ, ОСОБЕННОГО)
    273ОСОБЫЙ (ОСОБОЕ, ОСОБЫМ, ОСОБО, ОСОБОГО)
    233ОСТАВАТЬСЯ (ОСТАЕТСЯ, ОСТАЮТСЯ, ОСТАВАЛОСЬ, ОСТАВАЯСЬ)
    127ОСТАВИТЬ (ОСТАВИЛ, ОСТАВЬ, ОСТАВИВ, ОСТАВИМ)
    70ОСТАВЛЯТЬ (ОСТАВЛЯЕТ, ОСТАВЛЯЯ, ОСТАВЛЯЕМ, ОСТАВЛЯЛ, ОСТАВЛЯЛО)
    103ОСТАЛЬНАЯ (ОСТАЛЬНЫХ, ОСТАЛЬНЫЕ, ОСТАЛЬНОЕ, ОСТАЛЬНОГО, ОСТАЛЬНЫМ)
    142ОСТАТЬСЯ (ОСТАЛСЯ, ОСТАЛИСЬ, ОСТАЛОСЬ, ОСТАЛАСЬ)
    53ОСТРОМИРОВА (ОСТРОМИРОВОМ, ОСТРОМИРОВУ, ОСТРОМИРОВО)
    54ОСТРОМИРОВА (ОСТРОМИРОВОМ, ОСТРОМИРОВЫМ, ОСТРОМИРОВО, ОСТРОМИРОВУ)
    52ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ (ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ)
    44ОСУЩЕСТВЛЯТЬ (ОСУЩЕСТВЛЯЕТ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ, ОСУЩЕСТВЛЯЛО, ОСУЩЕСТВЛЯЯ)
    56ОТВЕРГАТЬ (ОТВЕРГАЕТ, ОТВЕРГАЯ, ОТВЕРГАЮТ, ОТВЕРГАЛА)
    109ОТВЕТ (ОТВЕТА, ОТВЕТЕ, ОТВЕТАХ, ОТВЕТУ)
    167ОТВЕЧАТЬ (ОТВЕЧАЕТ, ОТВЕЧАЛИ, ОТВЕЧАЛ, ОТВЕЧАЕМ)
    103ОТВЛЕЧЕННОСТЬ (ОТВЛЕЧЕННОСТИ, ОТВЛЕЧЕННОСТЕЙ, ОТВЛЕЧЕННОСТЬЮ)
    524ОТВЛЕЧЕННЫЙ (ОТВЛЕЧЕННО, ОТВЛЕЧЕННОЙ, ОТВЛЕЧЕННАЯ, ОТВЛЕЧЕННОЕ)
    54ОТГЛАГОЛЬНЫЙ (ОТГЛАГОЛЬНОЕ, ОТГЛАГОЛЬНОМ, ОТГЛАГОЛЬНОЙ, ОТГЛАГОЛЬНЫХ, ОТГЛАГОЛЬНОГО)
    56ОТДАТЬ (ОТДАНЫ, ОТДАСТ, ОТДАЛ, ОТДАН)
    65ОТДЕЛ (ОТДЕЛЕ, ОТДЕЛА, ОТДЕЛЫ, ОТДЕЛОВ)
    59ОТДЕЛИТЬ (ОТДЕЛИЛ, ОТДЕЛИЛИ, ОТДЕЛЕН, ОТДЕЛИЛО)
    261ОТДЕЛЬНЫЙ (ОТДЕЛЬНО, ОТДЕЛЬНЫЕ, ОТДЕЛЬНЫХ, ОТДЕЛЬНОЕ, ОТДЕЛЬНЫМИ)
    171ОТЕЦ (ОТЦА, ОТЦУ, ОТЦОМ, ОТЦОВ)
    47ОТЕЧЕСТВО (ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВУ, ОТЕЧЕСТВЕ, ОТЕЧЕСТВОМ)
    48ОТКАЗАТЬ (ОТКАЗАЛО, ОТКАЗАЛА, ОТКАЗАЛ, ОТКАЗАЛИ)
    54ОТКРЫВАТЬ (ОТКРЫВАЕТ, ОТКРЫВАЮТ, ОТКРЫВАЛ, ОТКРЫВАЯ)
    83ОТКРЫТЬ (ОТКРЫЛ, ОТКРЫЛА, ОТКРЫТО, ОТКРЫЛО)
    67ОТЛИЧАТЬ (ОТЛИЧАЮТ, ОТЛИЧАЕТ, ОТЛИЧАЛ, ОТЛИЧАЯ)
    47ОТЛИЧИЕ (ОТЛИЧИЯ, ОТЛИЧИЙ, ОТЛИЧИЕМ, ОТЛИЧИЮ)
    45ОТНЕСТИ (ОТНЕСУТ, ОТНЕСЕНО, ОТНЕСЕНЫ, ОТНЕСЛО)
    124ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ (ОТНОСИТЕЛЬНО, ОТНОСИТЕЛЬНОМ, ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНОГО)
    190ОТНОСИТЬ (ОТНОСИТ, ОТНОСЯТ, ОТНОСИМ, ОТНОСЯ)
    667ОТНОШЕНИЕ (ОТНОШЕНИЯХ, ОТНОШЕНИИ, ОТНОШЕНИЙ, ОТНОШЕНИЯ)
    52ОТОРВАТЬ (ОТОРВАН, ОТОРВАЛ, ОТОРВАЛА, ОТОРВАЛИ)
    51ОТПЕЧАТОК (ОТПЕЧАТКОМ, ОТПЕЧАТКОВ, ОТПЕЧАТКА)
    187ОТРИЦАНИЕ (ОТРИЦАНИЯ, ОТРИЦАНИИ, ОТРИЦАНИЕМ, ОТРИЦАНИЮ)
    80ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНОГО)
    75ОТРИЦАТЬ (ОТРИЦАЕТ, ОТРИЦАЮТ, ОТРИЦАЛА, ОТРИЦАЯ)
    143ОТСУТСТВИЕ (ОТСУТСТВИИ, ОТСУТСТВИЮ, ОТСУТСТВИЯ, ОТСУТСТВИЕМ)
    225ОТТЕНОК (ОТТЕНКИ, ОТТЕНКОМ, ОТТЕНКОВ, ОТТЕНКА)
    160ОЧЕВИДНЫЙ (ОЧЕВИДНО, ОЧЕВИДНОГО, ОЧЕВИДНА, ОЧЕВИДЕН, ОЧЕВИДНЫ)
    46ОЧЕРЕДЬ (ОЧЕРЕДИ)
    50ОЧИ (ОЧАХ, ОЧЕЙ, ОЧАМ, ОЧАМИ)
    238ОШИБКА (ОШИБКИ, ОШИБОК, ОШИБКАМИ, ОШИБКУ)
    61ОШИБОЧНЫЙ (ОШИБОЧНО, ОШИБОЧНОЕ, ОШИБОЧНЫХ, ОШИБОЧНАЯ, ОШИБОЧЕН)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову ОБЪЕМЛЮЩИЙ (ОБЪЕМЛЮЩЕЙ, ОБЪЕМЛЮЩАЯ, ОБЪЕМЛЮЩЕГО, ОБЪЕМЛЮЩ, ОБЪЕМЛЮЩИ)

    1. Три критические статьи г-на Имрек
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    Часть текста: по случаю какой-нибудь поэмы г-на Майкова; и хотя бы сами произведения была уже давно забыты, но мысли, по поводу их высказанные — если она истинны и заключают а себе общий интерес — будут всегда современны. Москва никогда не гонялась за современностью внешнею и случайною. Мы почли однако ж нужным этими немногими словами оправдать помещение следующих критических статей, и, предупредив суждение читателей, обратить их внимание не на внешний их повод, а на внутреннее содержание. Ред. I. Вчера и сегодня. Литературный сборник. составленный гр. В. А. Соллогубом, изданный А. Смирдиным. Книга первая. Санкт-Петербург, 1845 В сборнике, как в голосе не одного человека, а нескольких, находится более или менее общее направление, общий голос; это хор, и потому, хотя один голос иногда и более заключает в себе существенного, но так как хор есть всегда выражение, по крайней мере, количественной стороны общества, хотя бы при отсутствии качественного значения, то он интересен и заслуживает внимания и разбора. Издатель сборника "Вчера и сегодня" гр. В. А. Соллогуб, имя известное в нашей литературе; тем интереснее эта книга. В ней по обыкновению есть проза и стихи; посмотрим сперва на прозу. Первая прозаическая и вообще первая статья, с которой начинается сборник, это повесть князя Одоевского [2] "Сиротинка". В изумлении, более нежели в изумлении, были мы, прочитавши ее. Это повесть, в которой выводится, хотя слегка, народ. Сцена повести — деревня. Всегда с невольным, горьким чувством и с негодованием читаем мы такие повести, где изображается (будто бы изображается) наш народ; невыносимо тяжело и больно, когда какой-нибудь писатель, народу совершенно чуждый, совершенно от него оторванный, лицо отвлеченное, как все, что...
    2. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. Часть II. Страница 5
    Входимость: 3. Размер: 91кб.
    Часть текста: И то начало делом совершити. Мудрости бо ты имя подадеся, Грекам София мудрость наречеся; Тебе бо слично науки начати; Яко премудрой оны совершати (6*). В сочинениях собственно религиозных не встречая такой резкой противоположности, мы видим иногда еще удержанными формы и характер церковнославянского языка, иногда видим, как формы русские заменяют в нем формы собственно ему принадлежащия; напр.: в прощальной грамоте российского Патриарха Иоасафа встречаем мы: на седьми соборах; на. .. боях; в.... городах; также: детям; людям; старцами правилам {Древн. Росс. Вивл., т. VI, стр. 339, 341. 344. 343. 344. 346.} и т. п.; замечательна также ошибка: в осадех {Там же, стр. 343.}. - В других сочинениях видим мы тоже самое, с примесью еще иногда малороссийского и чрез него отчасти польского и вообще южного оттенка в языке; это видим мы у Игнатия Иевлевича, у Симеона Полоцкого и пр. Но церковнославянский язык того времени выразился во всей возможной чистоте в сочинениях св. Димитрия Ростовского; здесь явился он очищенный, изящный, но такой, какой он был в то...
    3. Венгеров С. А.: Передовой боец славянофильства – Константин Аксаков
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: боец славянофильства – Константин Аксаков Передовой боец славянофильства – Константин Аксаков <...> V. Диссертация. Театральные пьесы. “Московский Сборник”. В 1847 г. Константин Аксаков, после длинного ряда лет ленивой работы, стал, наконец, магистром. Дальше будет сказано о диссертации по существу. Пока отметим внешнюю историю ее, те цензурные мытарства, хотя, казалось бы, что мог такого сказать Аксаков о Ломоносове! Нашелся, однако, в ней “канупер”, как выражается цензор в Некрасовской “Газетной”. Гордившийся своею просвещенностью и покровительством наук попечитель гр. Строгонов, писал 3 января 1847 г. министру нар. просв. Уварову: “В декабре месяце 1845 года одобрено было к напечатанию советом Московского университета, писанное на степень магистра, рассуждение кандидата Аксакова под заглавием: Ломоносов в Истории Русской Литературы и Русского Языка . Книга эта ныне вышла из печати, и один экземпляр оной доставлен ко мне самим автором. По рассмотрении этого сочинения я нашел в нем многие мысли и выражения, от страницы 44 до 60, весьма резкие и неприличные, относящиеся до Петра Великого и политических его преобразований. Может быть, ученое содержание книги и допускает такого рода суждения о действиях...
    4. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или мертвые души
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: мы говорим о людях, более или менее одаренных чувством изящного. Так, глубоко значение, являющееся нам в "Мертвых душах" Гоголя! Пред нами возникает новый характер создания является оправдание целой сферы поэзии, сферы, давно унижаемой; древний эпос восстает пред нами. Объяснимся. Древний эпос, основанный на глубоком простом созерцании, обнимал собою целый определенный мир во всей неразрывной связи его явлений; и в нем, при этом созерцании все обхватывающем, столь зорком и все видящем, представляются все образы природы и человека, заключенные в созерцаемом мире, и, - соединенные чудно, глубоко и истинно, шумят волны, несется корабль, враждуют и действуют люди; ни одно явление не выпадает и всякое занимает свое место; на все устремлен художнический, ровный и спокойный, бесстрастный взор, переносящий в область искусства всякий предмет с его правами и, чудным творчеством, переносящий его туда, каждый, с полною тайною его жизни: будь это человек великий, или море, или шум дождя, бьющего по листьям. Всемирно-исторический интерес, великое событие, эпоха становится содержанием эпоса; единство духа - та внутренняя связь, которая связует все его явления. (Мы говорим здесь про этот элемент эпоса, про необходимый объективный его характер, не входя подробно в разбор его; дальнейшему развитию не противоречат слова наши.) Этот древний эпос, перенесенный из Греции на Запад, мелел постепенно; созерцание изменялось и перешло в описание и вместе в украшение; мало-помалу бледнели фальшивые краски, более и более выдвигалось то, что и без помощи их, и само по себе имеет интерес - голое событие, которое в таком виде (т<о> е<сть> как голое событие) или, будучи историческим, должно быть отнесено к истории или, будучи частным, сделаться анекдотом про себя. История укрыла наконец свои великие события от недостойного уже взора, столько раз их...
    5. Письма о современной литературе
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    Часть текста: составляет характеристику нашей литературы. Откуда же такое явление? Конечно, оно возникло не без причины. Уже с первого взгляда подобная подвижность и легкость не предвещают ничего доброго и становятся подозрительны; мы знаем, что серьезный и самобытный ход иначе движется, что при глубине общего основания нелегко отделываются от одного убеждения и принимают другое. Итак, подобная легкость и переменчивость – не слишком хороший признак; и точно, он не обманывает. Если мы повнимательнее вглядимся в нашу литературу, чем представится она после строго испытующего и долгого взора? – Явлением не очень утешительным. Литература наша – произведение искусственное, заемное, вытекшее из ложного начала подражательности; она – собрание форм, отблесков и более ничего. Вот почему так быстро сменяются формы, не утвержденные на прочной мысли, почему переливаются отсветы и отблески, лишенные собственного света и блеска. Мы говорим теперь не об отдельных талантах, но об общем ходе литературы, которого не изменяют, которому повинуются и таланты. Да, надо признаться, литература наша – явление вовсе не серьезное, как бы писатели ни морщили бровей и ни принимали задумчивого самоуглубленного вида: мрачного a la Byron, вдохновенного a la Shiller, спокойного a la Goethe, меланхолического a la Viand и пр., и пр. И до тех пор будет литература у нас несерьезна, пока не оставит ее жалкая подражательность, а она не оставит ее, пока не пробудится в ней самобытность, а самобытность не пробудится в ней, пока мы будем продолжать быть попугаями и не быть русскими, пока не узнаем настоящим образом русской истории, русского языка, русской жизни и пока...