• Приглашаем посетить наш сайт
    Полевой Н.А. (polevoy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1848"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Биография (вариант 4)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    2. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    3. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    4. Гуманисту
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    5. Цыганова Л. А.: Аксаков К. С. (Российская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    6. Софье
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    7. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. Часть III
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    8. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    9. 9 февраля
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    10. Публика и народ
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    11. Якушева Г. В.: Аксаков К. С. (Энциклопедический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Биография (вариант 4)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: испытывал влияние немецкой классической философии (прежде всего, Г. Гегеля). Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), несмотря на славянофильскую направленность работы и оригинальность научных выводов (например, своеобразную трактовку проблемы стиля). Этапы развития литературы в целом рассматривались молодым ученым в духе гегелевской концепции культурно-исторического процесса. В конце 30-х гг. в московских салонах сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским. Воздействие их идей было значительным, и вскоре он и сам становится приверженцем и теоретиком славянофильства. Окончив университет, Аксаков сотрудничал в «Москве» и «Московском наблюдателе» (редактором которого в 1838 -1839 гг. был В. Г. Белинский). После защиты магистерской диссертации он предполагал приступить к научно-преподавательской работе в университете, но планам этим не суждено было осуществиться. В Московском университете вакансий не оказалось, и в дальнейшем Аксаков отдает все силы литературному творчеству и публицистике. В 40— 50 гг. Аксаков активно сотрудничал в периодических изданиях («Московском литературном и ученом сборнике» (1846–1847),...
    2. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: характер исторического бытия России и Москва как ее символ отразились в статье Аксакова Семисотлетие Москвы (1846), стихотворении Москве , драме Освобождение Москвы в 1612 , (1848; запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря 1850). Выступал в Московском литературном и ученом сборнике (1846–1847), Московском сборнике (1852), в журналах «Москвитянин» (привлечен как поэт В. Г. Белинским), «Русская беседа». С 1857 негласный редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику (в т. ч. статьей Публика – народ . Опыт синонимов , где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи»). Автор двух повестей в русле поэтики Э. Т. А. Гофмана (в т. ч. Вальтер Эйзенберг. ( Жизнь в мечте ), Краткого исторического очерка земских соборов , статей о русских былинах, Мертвых душах Н. В. Гоголя, произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др. (при этом выступал против «петербургской литературы» и особенно натуральной школы, назвав ее «раздольем посредственности»). Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические мотивы «природы» и «святой поэзии», широкую известность приобрело стихотворение Мой...
    3. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: человека, человека крайностей. Ярый приверженец всего народно-русского, он стал даже прообразом героя юмористической миниатюры, напечатанной Н. А. Некрасовым в 1846 году. Откуда берут свои корни такие его взгляды, его идеализация русского народа? Родился Константин Сергеевич 29 марта 1817 года в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Его отец - Сергей Тимофеевич Аксаков, литератор, критик; обладал спокойным нравом, рассудительностью, спокойствием и, скорее, созерцательным отношением к жизни. Он увлекался древней Москвой, любил все исконно русское, отчасти даже идеализировал помещичий быт. Мать, Ольга Семеновна Аксакова (урожденная Заплатина), дочь пленной турчанки, передала сыну бурную энергию и упорство в защите своей точки зрения. Отец для Константина Сергеевича был образцом, поэтому с младых ногтей он впитал в себя отцовскую любовь к русскому крестьянству, к простому народу, его обычаям и традициям. Все его счастливое детство прошло в родительских имениях в с. Надёжино и Аксаково, где он под...
    4. Гуманисту
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Гуманисту Ты – эгоист, хотя бы наслажденья Высокие испытывал твой дух; Ты – эгоист, хотя б других мученья Болезненно тревожили твой слух; Хотя б тебе высокое искусство Открыло свет таинственный во мгле; Хотя б в тебе горело свято чувство К прекрасному, благому на земле; Хотя б своей любовию широкой Ты всех людей и целый мир объял; Хотя б ты плакал и страдал жестоко И радостью прекрасною сиял. Но ты сидишь с простертыми руками, С возвышенным мечтаньем на челе, С блестящими и влажными глазами, Уединен далеко на скале. Перед тобой толпа стремится тесно — Ты полон к ней участья и любви; Ты для людей придумал мир чудесный, Огонь мечты горит в твоей крови… Нет, и не так участие прилично! И правды нет в волненья дум твоих; Беды людей ты испытуешь лично, И плачешь ты не с ними, но об них. Не понял ты великого значенья В один поток соединенных воли; Могущества их общего стремленья Не понял ты, своей тоскою полн. Оставь же свой отдельный мир страданья, Где ты живешь – вдали людей любя! Участия не нужно подаянье, Из целого не исключай себя. Пойми всю силу общего потока, Уединенье гордое оставь, Далеко брось оружие упрека И чувствами невольно не лукавь. Лишь откажись от личных притязаний, Живую связь поймешь ты вмиг, – и вот С своей судьбой и...
    5. Цыганова Л. А.: Аксаков К. С. (Российская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: сотрудничал в московских журналах «Московский наблюдатель» и «Москвитянин», а с середины 1840-х годов — участник всех литературно-издательских предприятий славянофилов. С 1857 года негласный редактор газеты «Молва». В основе его исторической концепции лежало признание исключительности России. Обращаясь к исследованиям национального фольклора, литературных и исторических памятников, Аксаков отмечал отсутствие развитого родового строя и решающую роль семейно-общинных отношений у древних славян . Также он критиковал петровские реформы как прервавшие развитие русского общества и нарушившие традицию взаимоотношений народа и власти. Общественно-политические воззрения Аксакова были сформулированы в статье «Голос из Москвы» (1848), написанной под влиянием революции в Европе. Осуждая революцию и признавая ее «чуждость» России, Аксаков подчеркивал второстепенное значение для русского народа политических и государственных отношений. По его убеждению, подлинные интересы народа всецело лежат в духовно-религиозной области. Считал идеальной формой государственной власти православную самодержавную монархию. Для него республика — «самая вредная форма правления», а конституция — «осуществленная ложь и лицемерие». Наиболее удачную форму сотрудничества государства и народа усматривал в земских соборах. В то же время резко критиковал ситуацию в России, коррупцию чиновников и крепостное право. Значительная часть наследия Аксакова посвящена русской литературе. Главным критерием оценки художественного творчества признавал «народность». Писал драмы ...
    6. Софье
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Софье Помню слово, помню святость долга И тебе, мой друг, привет я шлю К берегам, в которых наша Волга Катит всю равнину вод свою. Поклонись волне ее просторной, Глубине, погоде верховой; Поклонись ты старине нагорной, Не забудь ты также луговой. Из Москвы идет привет далекий, Из столицы Русской старины. За нее не раз в беде жестокой Поднимались волжские сыны. Юношей и старцев поседелых Клич священный: "Вера и Земля!" Доходил до стен и башен белых, До святынь Московского Кремля. Что сказать тебе, моя невестка? И о чем сложить теперь мой стих? Чай, к тебе домчались тоже вести О волненьях Запада крутых. Обойтися он хотел без Бога. Это трудно; он увидит сам. Запада на что же нам дорога? Иль и мы пойдем к его богам? Чужды мы фразерскому веселью И страданьям ложным и лихим. Нам зачем в чужом пиру похмелье? Нам зачем насильно быть больным? Знаменательно глубоко слово Нам теперь гремящее. Ужель Тотчас многие припомнят снова Нашу Русь и Руси колыбель? С Западом постыдные все связи Искренне нам надо разорвать. Вымыться от обезьяньей грязи, Русскими нам, русским, быть опять. От него мы заразились много; Много своего лежит в пыли. Надо вспомнить Веру, вспомнить Бога, Вспомнить жизнь великую земли. Но довольно; не сердись за прыткость И за склад: так много прытких дум. Государств волнения и шаткость Так тревожно занимают ум. О, возникни, Русь, земля родная С самобытной жизнью старины! Отягчают нас болезнь и ужас, Будь, Москва, одна главой страны! Но прости! Снеси мои поклоны И супруга крепко обними -...
    7. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. Часть III
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    Часть текста: Значение момента вообще и его полное определение вытекают из его существа. Мы должны видеть здесь, не из существа ли рассматриваемого момента, не из значения ли Ломоносова как момента вытекает уже, что он поэт? И если это так, то каким именно образом такое определение осуществляется, выражается далее; какие условия принимает оно; как именно и в чем становится оно вполне живым явлением, и какое в то же время личное значение, достоинство Ломоносова? Здесь является Ломоносов вполне уже как лицо. Значение, которое имеет Ломоносов как момент, есть значение индивидуума в литературе. Вместе с явлением его разрушается сфера исключительной национальности (особности); вместе с ним является, только с ним вместе могущее явиться, общее. Это значение Ломоносова как индивидуума осуществляется в языке, который был (не только относительно содержания, но и относительно самой формы, самого слога) - им оторван от выражения народа, национально определенного, и стал выражением лица и вместе с тем общих...
    8. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Михаил: Аксаков Константин Сергеевич Аксаков Константин Сергеевич Аксаков Иван Сергеевич (29.03.1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии -07.12.1860, о. Занте, Греция) – русский публицист, историк, филолог, славянофил. Константин Аксаков был старшим сыном Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Семеновны (в девичестве Заплатиной дочери генерал-майора, участника суворовских походов С. Г. Заплатина). Родился он 29 марта (10 апреля) 1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Брат И. С. Аксакова. Детство свое К. С. Аксаков провел в различных имения отца. С детства Константина окружала особая дружная семейная обстановка, в семье С. Т. Аксакова было шесть сыновей и восемь дочерей. Телосложение Константин Аксаков имел богатырское. Свое первоначальное образование Константин Аксаков получил в семье. В 1826 году семья С. Т. Аксакова переехала в Москву. В возрасте 15 лет (ранее по возрасту в университет поступил только лишь Грибоедов) он поступил в Императорский Московский университет, на словесное отделение. «Думая, - писал вспоминая о тех годах К. С. Аксаков, - что свобода студенческих моих занятий, не дав мне много сведений положительных, много принесла мне пользы, много просветила меня и способствовала самостоятельной деятельности мысли» (Воспоминания студентства 1832-1835 годов. СПб., 1910. С. 14). В университете Константин Аксаков знакомится со Станкевичем учившимся на втором курсе, когда К. С. Аксаков был еще на первом. О кружке Станкевича, позже он вспоминал так: «В этом кружке выработалось уже общее воззрение на Россию, на жизнь, на литературу, на мир, - воззрение большею частию отрицательное. Искусственность Российского патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов, неискренность печатного лиризма, все это породило справедливое желание простоты и искренности, породило сильное нападение на...
    9. 9 февраля
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: Полный жизни и счастья причуд; Грусть и память стоят у порога И по комнатам тихо ведут. Но не тот уж пришедший; угрюмо Он встречает все прошлые сны; Не одна пронеслася в нем дума, Потрясая души глубины. Чувство живо, но чувство печально; Он отрекся от счастья любви; И он дом покидает опальный И все грезы младые свои. Что теснишься ты, прежняя, жадно, Жизнь моя, в беззащитную грудь? Мне явленье твое не отрадно; Никогда не своротишь мой путь. И восторг, и волненье, и слезы, И надежда, и радость с тоской, Ясно солнце, и частые грозы, Освежавшие воздух собой, — Мне печально видение ваше; Я болезненно чувствую вас; Из разбитой и брошенной чаши На земле мне не пить еще раз. Что ты рвешься, о бедное сердце? Что ты шепчешь свои мне права? Ты преданьем живешь староверца, Ты твердишь всё былые слова. Ты довольно наставшей минутой, И, к умчавшейся жизни маня, Прошлым счастьем, тревогой и смутой Ты безжалостно мучишь меня. Мне знакомую, старую повесть Подымаешь ты тихо со дна; Внемлет ей непреклонная совесть, — Но тебя не осудит она. Мне другой, и крутой и опасный, Предстоит одинокий мне путь; Мне не ведать подруги прекрасной, И любовь не согреет мне грудь. И досуг мой умолкнет веселый Без раздела с подругой моей; Одинок будет труд мой тяжелый, Но его понесу я бодрей. Глас народа зовущий я слышал, И на голос откликнулся я. Бодро в путь, мной избранный, я вышел; Подвиг строго налег на меня. И я принял на твердые плечи Добровольно всю тяжесть труда. Загремели призывные речи, И призыв не прошел без следа. Отдал я безвозвратно и смело И любовь, и подрули привет — За народное, земское дело, За борьбу средь препятствий и бед. Личной жизни блаженство мне сродно; Всё откинул решительно я, Взяв в замену труд жизни...
    10. Публика и народ
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: преклоняется перед ним, как перед учителем, занимает у него мысли и чувства, платя за то огромной ценой: временем, связью с народом и самою истиною мысли. Публика является над народом, как будто его привилегированное выражение, в самом же деле публика есть искажение идеи народа. Разница между публикой и народом у нас очевидна (мы говорим вообще, исключения сюда нейдут). Публика подражает и не имеет самостоятельности: все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что примет чужое, то сделает его своим, усвоит. У публики свое превращается в чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал, народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие публики в Москве – Кузнецкий мост. Средоточие народа – Кремль. Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки; народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ – в русском. У публики – парижские моды. У народа – свои русские обычаи Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету) – народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ – народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща – народ...