• Приглашаем посетить наш сайт
    Короленко (korolenko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1861"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 5. Размер: 10кб.
    2. Клевенский М.: Аксаков К. С. (Большая биографическая энциклопедия. 2009)
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    3. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    4. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    5. Герцен А. И.: Константин Сергеевич Аксаков
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    6. Пресняков А.: Аксаков К. С. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    7. Заметка
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    9. О внутреннем состоянии России. 1855 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    10. Новгород
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Цыганова Л. А.: Аксаков К. С. (Российская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. Некролог
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    14. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    15. О древнем быте славян вообще и русских в особенности на основании обычаев, преданий, поверий и песен
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    16. Труды и дни. Мелкие сочинения Хромова
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    17. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    18. Якушева Г. В.: Аксаков К. С. (Энциклопедический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    19. Значение столицы
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    20. Еще несколько слов о русском воззрении
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    21. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Большая советская энциклопедия, 1969 — 1978 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 5. Размер: 10кб.
    Часть текста: по возрасту в университет поступил только лишь Грибоедов) он поступил в Императорский Московский университет, на словесное отделение. «Думая, - писал вспоминая о тех годах К. С. Аксаков, - что свобода студенческих моих занятий, не дав мне много сведений положительных, много принесла мне пользы, много просветила меня и способствовала самостоятельной деятельности мысли» (Воспоминания студентства 1832-1835 годов. СПб., 1910. С. 14). В университете Константин Аксаков знакомится со Станкевичем учившимся на втором курсе, когда К. С. Аксаков был еще на первом. О кружке Станкевича, позже он вспоминал так: «В этом кружке выработалось уже общее воззрение на Россию, на жизнь, на литературу, на мир, - воззрение большею частию отрицательное. Искусственность Российского патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов, неискренность печатного лиризма, все это породило справедливое желание простоты и искренности, породило сильное нападение на всякую фразу и эффект; и то, и другое высказалось в кружке Станкевича, быть может впервые, как мнение целого общества людей....
    2. Клевенский М.: Аксаков К. С. (Большая биографическая энциклопедия. 2009)
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: помещиков-барщинников 40—60-х гг., которая была заинтересована в реформе крепостного хозяйства на капиталистических началах, но в то же время страшилась результатов развития в России промышленного капитализма и связанного с ним обострения классовой борьбы. Для А. Россия и Европа — два разных мира: история России ни в чем не похожа на западноевропейскую. В рус. истории, вместо классовой борьбы, как на Западе, А. усматривает стремление к "согласию" и "христианское смирение". Русский народ в изображении А. — народ не государственный, не политический. Он предоставляет всю полноту власти добровольно признанному им правительству, а себе оставляет "свободу духа и жизни" и "силу мнения". Такое толкование истории подсказано классовым инстинктом поместного дворянства: трепеща перед возможной народной революцией, оно стремилось создать убеждение, что рус. истории не свойственны революционные пути и что помещики всем ходом исторического процесса гарантированы от покушений крестьянства на ...
    3. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851),"Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и анти-историческое направление?" (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматических произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою историческую концепцию, опиравшуюся на романтическо-идеалистические идеи славянофильства, Аксаков противопоставлял взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали ("сила власти - царю, сила мнения - народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить "землю". Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной - основой всего общественного строя Руси. Требования изучения внутренней жизни народа, его быта, культуры имели положительное значение, но понимание народа у Аксакова не выходило за пределы консервативно-романтической философии славянофилов. Публицистические выступления Аксакова (записка "О внутреннем состоянии России", 1855, опубл. 1881; "Опыт синонимов. Публика - народ", 1857, и др.; мн. стихотворения, особенно "Свободное слово", 1853) содержали требования...
    4. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: и любовь к литературе своего отца». Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать и первой его книгой для чтения была «История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. «Между детскими годами и зрелым возрастом, — говорит И. С. — почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался». Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15 лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева — греческому, у Фролова — географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее вместе с братьями и сестрами разные эпизоды в лицах. С 12 лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из...
    5. Герцен А. И.: Константин Сергеевич Аксаков
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: благородных, неутомимых, что нет этих противников , которые были ближе нам многих своих . С нелепой силой случайности спорить нечего, у ней нет ни ушей, ни глаз, ее даже и обидеть нельзя, а потому со слезой и благочестием, закрывая крышку их гроба, перейдем к тому, что живо и после них. Киреевские, Хомяков и Аксаков – сделали свое дело ; долго ли, коротко ли они жили, но, закрывая глаза, они могли сказать себе с полным сознанием, что они сделали то, что хотели сделать, и если они не могли остановить фельдъегерской тройки, посланной Петром, и в которой сидит Бирон и колотит ямщика, чтоб тот скакал по нивам и давил людей, – то они остановили увлеченное общественное мнение и заставили призадуматься всех серьезных людей. С них начинается перелом русской мысли . И когда мы это говорим, кажется, нас нельзя заподозрить в пристрастии. Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинакая . У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы за пророчество, –...
    6. Пресняков А.: Аксаков К. С. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: горе после смерти Сергея Тимофеевича расшатало его здоровье и свело через 1 1/2 года в могилу. От матери, Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, А. унаследовал, быть может, отличавшую его от пассивной, более созерцательной натуры отца, боевую энергию в защите своих воззрений: Ольга Семеновна была дочерью пленной турчанки. До 9 лет А. рос в деревне, Аксакове-Багрове, затем Надеждине-Парашине, чем и исчерпалось личное общение его с крестьянством, оставившее на всю жизнь ряд отрадных и живых впечатлений, на которые А. любил ссылаться в спорах с противниками его направления. С 1826 года А. почти безвыездно живет в Москве, далекий от встреч с реальными условиями житейской борьбы и суровыми чертами житейской действительности. Попытка поехать за границу в 1838 году была испорчена отсутствием привычки жить самостоятельно и заботиться о своих потребностях. Не выдержав докуки мелочей жизни, А. едва еле пять месяцев выдержал вне отчего дома. Эти черты существенно освещают его индивидуальность, как идеалиста-теоретика. В 1832 году пятнадцатилетний А. поступил на словесный факультет Московского университета и окончил курс кандидатом в 1835 году. Студенческие годы связали его с кружком Станкевича , высокая идеалистическая настроенность которого глубоко захватила А. "Видя, - писал он позднее, - постоянный умственный интерес в этом обществе, слыша постоянные речи о нравственных вопросах, я, раз познакомившись, не мог оторваться от этого кружка и решительно каждый вечер проводил...
    7. Заметка
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: даже и цель: перевести верно – не достигается, ибо для читателя пропадает сам переводимый автор, как скоро перевод, от рабской верности, становится темен и непонятен. Но есть другая беда и гораздо важнее: переводимый писатель передается понятно, просто и естественно, но эта простота и естественность взята с характеристическим оттенком из окружающего современного быта, из нашего времени, нашей народности. Читатель из такого перевода выносит впечатление не отдаленной эпохи, не оригинальной жизни иного самостоятельного народа (как бы следовало); напротив, ему невольно кажется, что все это люди знакомые, свои . Читателю, пожалуй, с одной стороны, очень приятно, ибо ему тогда дух эпохи и автора становится как бы совершенно понятен, получает особенную современную живость и выражение. Но так ли он понимает этот дух, если понимает его из своего времени, из своей нации? Мы видели, до какой крайности могло доходить это направление, в переводе «Илиады» Гомера г. Ордынским [1] , – труде почтенном, как всякий труд, но сделанном под ошибочным взглядом. – Нам дорог наш народный образ, дорога наша народная одежда, которую носит и теперь русский народ: но мы не станем рядить Ахиллеса [2] в зипун и в сапоги с напуском. Между тем зипун нам знакомее хламиды [3] , и Ахиллес был бы, кажется, в этом виде к нам ближе, – однако же в сущности дальше от нас, ибо приближение это обманчиво. Нет, при переводе сочинение и вместе автор должны быть удержаны на том расстоянии времени и народности, на котором они в действительности находятся; в противном случае, понятность и естественность перевода хуже натянутой верности, доходящей до темноты. Впечатление неясное лучше, чем впечатление ошибочное. <…> Примечания 1. Ордынский Б. И. (ум. 1861) – переводчик. К. Аксаков имеет в виду ...
    8. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: преданный русскому быту, остался верен ему и примкнул к иному, не похожему по внешности на первый, скромный, к кружку славянофилов — Хомякова, Киреевских, Самарина. 1838 г. К. С. отправился за границу, но полное неумение жить самостоятельно через пять месяцев заставило его вернуться домой, под кров родительского дома, где все житейское, прозаичное не касалось его. Поездка эта ознаменовалась, между прочим, тем, что в Берлине К. С. в первый и последний раз в жизни пытался сблизиться с женщиною; но практические требования хорошенькой продавщицы цветов разочаровали идеалиста, и он бежал от нее. К. С. всю жизнь остался холостым. В 1841 Акс. защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация эта была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. К. С. много не счастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II-й же со статьею Акс. о «Богатырях князя Владимира» был уничтожен совсем, а ее автору, как и другим участникам «Сборника» — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе, как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и драма К. С. «Освобожденная Москва». В 1857 году К. С. редактировал газету «Молву». Литературная деятельность К. С. обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и...
    9. О внутреннем состоянии России. 1855 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: По мнению "славянофилов", Россия и Запад развиваются разными путями. Вызвано это историческими причинами. Западноевропейские государства образовались путем завоевания (варварами Римской империи), в то время как Русское – путем приглашения народом власти (новгородцами варягов). Поэтому западным странам свойственна внутренняя борьба, а России – добровольное сотрудничество народа и власти на основе формулы: «Сила мнения – народу, сила власти – царю». Текст приводится с сокращениями. Первый, явственный до очевидности вывод из истории и свойства русского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного. Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианства. Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнию. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя. Итак, русский народ, отделив от себя государственный элемент, предоставив полную государственную власть правительству,...
    10. Новгород
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Новгород Новгород Всё вокруг, поля и воды, Всё мороз сковал. Но не мерзнет синий Волхов И крутит свой вал. Долго ты с народом вольным, Волхов, дружно жил, Долго синею волною Ты ему служил. Разнося свой звон далече Вдоль твоих брегов, Колокол сзывал на вече Новграда сынов. И, волнуяся, как море, Шумен, как оно, Собирался на просторе Весь народ в одно. Господина Новаграда Глас тогда звучал, Он творил и суд и правду И дела решал. Был тогда великий Новград Славен и богат И держал в руках могучих Злато и булат. Всё прошло. Не слышно вече, — Колокола нет: Снят и увезен далече, — Позабыт и след. Всё пустынно и уныло, Имя лишь одно Говорит о том, что было И прошло давно… Нет, таким печальным вздохом Можно ль кончить речь? Русской жизни надо шире, Не Новградом течь! Новгород, ты целой Руси Уступил права, И, избранница всей Руси, Поднялась Москва. И в Москву, на вольны речи, Всей Землей с тех пор, Заменяя древне вече, Собрался собор. И Великой Руси дело — Собиранье сил — Русью Малой, Русью Белой Бог благословил… 1861 Новгород