• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1851"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Обозрение современной литературы
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    2. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    3. Значение столицы
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    4. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    5. Турунов Я.: "О Русских глаголах" Константина Аксакова
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    6. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    7. Луна и солнце
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    8. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    9. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Обозрение современной литературы
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    Часть текста: назад, когда в России тяжелый труд самобытного дела заменялся легким и веселым трудом подражания, тогда и литература возникла у нас на тех же условиях, то есть на покорном перенесении на русскую почву, без вопроса и критики, иностранной литературной деятельности. Подражать легко, но для самостоятельного духа тяжело отказаться от самостоятельности и осудить себя на эту легкость, тяжело обречь все свои силы и таланты на наиболее удачное перенимание чужой наружности, чужих нравов и обычаев. Несмотря на то, дело, хотя и не вполне, удалось. Вольность нравов европейского Запада, новые средства к удовлетворению личного эгоизма, наконец блестящая сторона европейского просвещения и уже готовая, чужими руками изготовленная, умственная пища, которую, казалось, оставалось только глотать, – все это подействовало, и от самостоятельности в России отказались, впрочем, только верхние классы. У них-то явилась и новая наша литература. Возникшая в эпоху западноевропейского классицизма, заемная литература наша служила ему верным отражением. Европейский классицизм был в свою очередь безжизненное поклонение древнему миру, который Европа поняла по-своему и который мы поняли по-европейски. Эта классическая литература Европы, подражая древнему ...
    2. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, «с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца». Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать и первой его книгой для чтения была «История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. «Между детскими годами и зрелым возрастом, — говорит И. С. — почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался». Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15 лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с...
    3. Значение столицы
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: и, вырабатываясь в ней разнообразно, идут оне из нея во все стороны. Хорошо, если столица, будучи (непременное условие) срединою страны во отношении нравственных и материальных ея сил и деятельности, есть в то же время средина страны и в географическом отношении. Столица, с одной стороны, есть центр народный, с другой - центр правительственный. Столица как центр народный дается естественным ходом истории, подвигом народной жизни; народный центр произвольно сочинен и выдуман быть не может. Столица как центр правительственный может подлежать государственному произволу, может быть искусственно и насильственно постановлена. Столица тогда достигнет своего полного назначения, тогда благотворна вполне для страны, когда она есть центр народный и правительственный вместе или, другими словами, когда центр правительственный находится в центре народном. Разум, смысл народный необходим для столицы правительственной, ибо в ней должно быть понимание страны, которою она управляет, в ней должны быть прямые, непосредственные, живые связи со страною, - а для этого необходимо находиться внутри самой страны, в средине народа. Поставьте правительственную столицу за границей, вообразите себе ее без всякой живой связи с народом, - что выйдет? Все действия правительства будут неудачны, несмотря на все желания принести пользу,...
    4. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: в Московский университет и был зачислен на словесное отделение. По свидетельству Аксакова, он мало почерпнул знаний из профессорских лекций, но много вынес из университетской жизни. Попав в студенческую среду, Аксаков сразу окунулся в атмосферу серьезных умственных интересов. Поэзия и философия, история и эстетика - таков был духовный мир, в котором жила университетская молодежь. И пожалуй, больше всего увлекалась она философией. М. П. Погодин вскоре после поступления Аксакова в университет заметил "опасную" перемену, происшедшую с его бывшим воспитанником. В его дневнике появляется тревожная запись: "Неприятнейшие известия о Константине Аксакове, который с ума сходит от самолюбия... Новое направление. Толкует о философии. Действительно может причинить вред". {Н. Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина, т. 14. СПб., 1891, стр. 307.} Уже на первом курсе Аксаков через Дмитрия Топорнина познакомился со Станкевичем, который был двумя курсами старше. Почти каждый день у него Собирались друзья: Иван Клюшников, Василий Красов, Виссарион Белинский и другие. Знакомство с этими людьми, которое вскоре переросло в дружбу, оказало существенное влияние на духовное развитие Аксакова. Многим был обязан он и некоторым профессорам университета - особенно Н. И. Надеждину, М. Т. Каченовскому. К студенческим годам относится пробуждение серьезного интереса Аксакова к поэзии. До нас дошло около четырех десятков его стихотворений тех лет. Далекие от художественного совершенства, они вместе с тем существенны для понимания внутреннего мира автора и того круга молодых людей, в котором он жил. Некоторые из этих стихов печатались в "Телескопе", "Молве", позднее - в "Московском наблюдателе"; они обратили на себя внимание читателей и вызвали положительные отзывы Белинского. Летом 1835 года Аксаков закончил университет и 28 июня этого года "за отличные успехи и поведение" был утвержден кандидатом...
    5. Турунов Я.: "О Русских глаголах" Константина Аксакова
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: Похвальное усилие разъяснить какую-либо часть науки, но только без отважных притязаний на ниспровержение всего прежде совершенного. Последнего условия не имел, кажется, в виду автор рассуждения “О Русских глаголах”. Повторив истину, сто раз высказанную, что “о Русских глаголах было писано много, но вопрос доселе кажется остается не решенным, доселе понимание еще не уравнялось с предметом (?)”, г. Константин Аксаков недоволен тем, чт о сделали его предшественники по этому важному вопросу, и, разумеется, хочет внести и свою долю в многочисленные попытки установить теорию наших глаголов. Намерение благое, в том нет спора; но к чему резкий тон, смелость в приговорах, желание быть оригинальным? Согласны, что вопрос о Русских глаголах еще не решен окончательно; но как можно утверждать, чтобы “глаголы нашего языка оставались во всей своей непокорной самостоятельности (?), не поддающейся теоретическим объяснениям”! Не значит ли это другими словами, что филологи, трудившиеся над решением вопроса, до сих пор не подвинули дела ни на шаг? Мы думаем, напротив, что труды наших грамматиков подвинули вопрос о глаголах на столько, что будущим исследователям остается сделать меньше в сравнении с тем, чт о доныне сделано, если только когда-нибудь окажется возможность составления безусловно непогрешительной теории Русских глаголов. Чем же надеется г. Константин Аксаков рассечь Гордиев узел? Он начинает с приговора, что в Русском языке ни одна глагольная форма не означает времени (стр. 11), или, еще решительнее, что в нашем глаголе нет ни настоящего, ни прошедшего, ни будущего времени, нет вовсе времен (стр. 15). В немногих словах трудно передать смысл тех доводов, которыми автор старается доказать парадоксальность своего мнения; вся речь его клонится к тому, чтобы убедить читателя в несуществовании времен,...
    6. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: свойства, а от отца эстетический вкус и любовь к литературе. В Константине ещё мальчиком проснулась любовь ко всему родному, особенно древнерусскому. 12 лет юный Аксаков учредил среди знакомых мальчиков дружину воинов и писал приключения «дружины молодых людей, любивших древнерусское вооружение». Рядом с этим, в даровитом юноше шло развитие других умственных интересов: выучившись читать 4-х лет, Константин Сергеевич перечитал всю классическую литературу и, воспитываясь дома, получил тщательное образование. Учителями его были такие люди, как Фролов, известный географ, и Венелин. Поступив в 1832 г. на словесный факультет московского университета, Константин Сергеевич примкнул к слагавшемуся кружку Станкевича, в состав которого входили Белинский, Боткин, Сатин, Кетчер, Клюшников и др. Время пребывания Аксакова в московском университете совпадает с эпохой резкой перемены в профессуре и студенчестве. На смену старым профессорам пришли Павлов, Надеждин , Шевырев и Погодин , а студенты стали увлекаться философией гегельянства и общественными вопросами. В кружке, к которому примкнул Константин Аксаков, гегельянство было возведено в настоящий религиозный культ; оно имело заметное влияние на историческое понимание Аксакова. Уже в это время начинало развиваться общественное миросозерцание Константина Сергеевича в национальном направлении, постепенно отдалявшем его от кружка Станкевича. Аксаков в 1840 г. окончательно расходится с Белинским и сближается с Хомяковым , Иваном и Петром Киреевскими. Окончив в 1835 г. университетский курс, Аксаков ревностно принялся за литературную деятельность, помещая рецензии и стихи (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в «Телескопе», «Молве» и «Московском Наблюдателе». К 1838 г. относится 5-месячное пребывание Аксакова в Берлине, не выдержав одинокой и самостоятельной жизни за границей, Аксаков вернулся в родной ...
    7. Луна и солнце
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: тобой блаженствуя уныло, Тоскою праздною дыша! В твоем мерцании пристрастном, В твоей прозрачной полумгле Всё стало призраком неясным, Виденьем странным на земле. Гоня везде определенность И утверждая власть мечты, Простую жизни откровенность Сомненьем окружила ты. Твой бледный луч какой-то тайной Вась мир действительный облек, Всему дал вид необычайный — Везде загадка иль намек. Завеса легкого тумана На всё наброшена тобой: Очарование обмана Объяло тихо мир земной. Но греет он, твой луч холодный, Лелеет он в ночной тиши Пустого сердца сон бесплодный И ложь мечтательной души. Твоих поклонников довольно, Довольно в мире, о луна! Тоски и скорби добровольной, И лжи, и нравственного сна! Есть люди: в них всё так же зыбко, В них всё – загадка иль намек; В их сердце – вечная ошибка; Дары природы им не впрок. Мила им область снов неясных И недоконченных речей, Иносказаний ежечасных, Смешенье света и теней. Насмешкам, шуткам бесконечным — Как будто делу преданы; Они всю жизнь, в просонье вечном, Свои рассказывают сны. Но вот прозрачный мрак редеет Зари багряной полосой: Всё небо постепенно рдеет, И всходит солнце над землей, И солнца луч, решитель спора, Блеснул – и прогоняет тьму: Всё освещает он для взора, Но недоступен он ему. О солнце, враг видений лживых! И полумрак, и полусон Бегут лучей твоих правдивых! Весь мир открыт и озарен, Всё смотрит ясно и отрадно, Нигде, ни в чем обмана нет, Всё озаряет беспощадно Твой, солнце, правосудный свет! Что дышит жизнью настоящей, То встретит с радостным лицом Твой неподкупный луч блестящий И новых сил добудет в нем. Торжественный, и многогласный, И непрестанный с древних пор, Тебе, светило правды ясной, Гремит хвалебный жизни хор! Тот только солнце любит смело, Кто жизнь в мечту не обратил, Кому доступно в мире дело, Кто не изнежил данных сил, Кто полумысли, получувства В своей душе не допускал, Речей загадочных искусства Презренного не изучал, Кому противен путь намека И ненавистней для кого...
    8. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: он 29 марта (10 апреля) 1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Брат И. С. Аксакова. Детство свое К. С. Аксаков провел в различных имения отца. С детства Константина окружала особая дружная семейная обстановка, в семье С. Т. Аксакова было шесть сыновей и восемь дочерей. Телосложение Константин Аксаков имел богатырское. Свое первоначальное образование Константин Аксаков получил в семье. В 1826 году семья С. Т. Аксакова переехала в Москву. В возрасте 15 лет (ранее по возрасту в университет поступил только лишь Грибоедов) он поступил в Императорский Московский университет, на словесное отделение. «Думая, - писал вспоминая о тех годах К. С. Аксаков, - что свобода студенческих моих занятий, не дав мне много сведений положительных, много принесла мне пользы, много просветила меня и способствовала самостоятельной деятельности мысли» (Воспоминания студентства 1832-1835 годов. СПб., 1910. С. 14). В университете Константин Аксаков знакомится со Станкевичем учившимся на втором курсе, когда К. С....
    9. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: в кружок Н. В. Станкевича и был гегельянцем. Около 1840 года вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в 40-50-х годах одним из наиболее видных славянофилов. Свои общественно-исторические взгляды выражал в исторических работах - "Об основных началах русской истории" (1861), "Родовое или общественное явление был изгой?" (1850), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Семисотлетие Москвы" (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851),"Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и анти-историческое направление?" (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматических произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою историческую концепцию, опиравшуюся на романтическо-идеалистические идеи славянофильства, Аксаков противопоставлял взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали ("сила власти - царю, сила мнения - народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить "землю". Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной - основой всего общественного строя Руси. Требования изучения внутренней жизни народа, его быта, культуры имели положительное значение, но понимание народа у...