• Приглашаем посетить наш сайт
    Короленко (korolenko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1852"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Письма о современной литературе
    Входимость: 3. Размер: 90кб.
    2. Замечания на статью г. Соловьева "Шлёцер и антиисторическое направление"
    Входимость: 3. Размер: 95кб.
    3. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    4. Биография (вариант 4)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    5. Биография (вариант 5)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    6. На смерть Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    7. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    8. Бывший учитель: Замечания на книгу. Опыт русской грамматики Константина Аксакова
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    9. Якушева Г. В.: Аксаков К. С. (Энциклопедический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням. Алеша Попович и Еким Иванович
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    11. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням. Введение
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    12. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    14. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    15. Веселью
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. Народное чтение. Книжка первая
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    17. Обозрение современной литературы
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    18. Пресняков А.: Аксаков К. С. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма о современной литературе
    Входимость: 3. Размер: 90кб.
    Часть текста: характер имела наша литература: другие споры, другие книги и журналы. Перемена совершилась в короткое время – в течение много пятнадцати – двадцати лет. Впрочем, быстрота перемен составляет характеристику нашей литературы. Откуда же такое явление? Конечно, оно возникло не без причины. Уже с первого взгляда подобная подвижность и легкость не предвещают ничего доброго и становятся подозрительны; мы знаем, что серьезный и самобытный ход иначе движется, что при глубине общего основания нелегко отделываются от одного убеждения и принимают другое. Итак, подобная легкость и переменчивость – не слишком хороший признак; и точно, он не обманывает. Если мы повнимательнее вглядимся в нашу литературу, чем представится она после строго испытующего и долгого взора? – Явлением не очень утешительным. Литература наша – произведение искусственное, заемное, вытекшее из ложного начала подражательности; она – собрание форм, отблесков и более ничего. Вот почему так быстро сменяются формы, не утвержденные на прочной мысли, почему переливаются отсветы и отблески, лишенные собственного света и блеска. Мы говорим теперь не об отдельных талантах, но об общем ходе литературы, которого не изменяют, которому повинуются и таланты. Да, надо признаться, литература наша – явление вовсе не серьезное, как бы писатели ни морщили бровей и ни принимали задумчивого самоуглубленного вида: мрачного a la Byron, вдохновенного a la Shiller, спокойного a la Goethe, меланхолического a la Viand и пр., и пр. И до тех пор будет...
    2. Замечания на статью г. Соловьева "Шлёцер и антиисторическое направление"
    Входимость: 3. Размер: 95кб.
    Часть текста: Нелегко было бы угадать, что это за направление, если бы почтенный профессор не приводил его положений и не указывал прямо на статьи, в которых оно выражается. Все эти статьи помещены в "Русской Беседе"; итак понятно, против какого направления вооружается г. Соловьев. Направление названо антиисторическим. Почему? Отвергает ли оно исторические данные, считает ли ненужным знать прошедшее? Нет, сам г. Соловьев не мог сказать этого. Он не оспаривает, что направление опирается на исторических фактах, но оно их не так перетолковывает. В таком случае название "антиисторическое" сюда не подходит, ибо ошибочно перетолковывать историю не значит историю отвергать и идти в науке путем неисторическим; в противном случае г. Соловьев всех, несогласных с ним, должен был бы причислить к антиисторическому направлению, оставив при историческом лишь себя и своих партизанов или (как теперь довольно неудачно переводят у нас) сторонников. Название антиисторическое придумано неверно, и говорить об этом мне нечего. Но слово сказалось недаром. Историческое направление, как называет свое направление г. Соловьев, понимает историю точно исключительным и односторонним образом. Оно думает, что преемство всех исторических явлений есть непременное восхождение от лучшего к лучшему, так что день настоящий есть всегда день правдивый, а вчерашний день есть день осужденный. Это поклонение не истории, а времени. Здесь нет вопроса об истине в ней самой, веря в которую, вы не справляетесь: ее ли время теперь или нет? Здесь вопрос только о времени, и уж тот непременно прав, чье время. Это странное привременное, если можно так выразиться, направление есть постоянное оправдание исторических деятелей-временщиков (под деятелями мы разумеем...
    3. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: и ученом сборнике (1846–1847), Московском сборнике (1852), в журналах «Москвитянин» (привлечен как поэт В. Г. Белинским), «Русская беседа». С 1857 негласный редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику (в т. ч. статьей Публика – народ . Опыт синонимов , где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи»). Автор двух повестей в русле поэтики Э. Т. А. Гофмана (в т. ч. Вальтер Эйзенберг. ( Жизнь в мечте ), Краткого исторического очерка земских соборов , статей о русских былинах, Мертвых душах Н. В. Гоголя, произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др. (при этом выступал против «петербургской литературы» и особенно натуральной школы, назвав ее «раздольем посредственности»). Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические мотивы «природы» и «святой поэзии», широкую...
    4. Биография (вариант 4)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: (10 апреля) 1817 в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губ. Детство А. прошло в имениях отца (с 1821 г. в с. Надежино Оренбургской губернии) в атмосфере патриархального быта русской дворянской семьи. В 1826 г. семейство Аксаковых переезжает в Москву. Спустя шесть лет 15-летний А. поступает в Московский университет на словесный факультет (готовился к нему в пансионате М. П. Погодина), который оканчивает в 1835 г. В студенческие годы он был участником кружка Н. В. Станкевича и, как и другие участники кружка (в частности, В. Г. Белинский), испытывал влияние немецкой классической философии (прежде всего, Г. Гегеля). Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), несмотря на славянофильскую направленность работы и оригинальность научных выводов (например, своеобразную трактовку проблемы стиля). Этапы развития литературы в целом рассматривались молодым ученым в духе гегелевской концепции культурно-исторического процесса. В конце 30-х гг. в московских салонах сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским. Воздействие их идей было значительным, и вскоре он и сам становится приверженцем и теоретиком славянофильства. Окончив университет, Аксаков сотрудничал в «Москве» и «Московском наблюдателе» (редактором которого в 1838 -1839 гг. был В. Г. Белинский). После защиты магистерской диссертации он предполагал приступить к научно-преподавательской работе в университете, но планам этим не суждено было осуществиться. В Московском университете вакансий не оказалось, и в дальнейшем Аксаков отдает все силы литературному творчеству и публицистике. В 40—...
    5. Биография (вариант 5)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: спокойствием и, скорее, созерцательным отношением к жизни. Он увлекался древней Москвой, любил все исконно русское, отчасти даже идеализировал помещичий быт. Мать, Ольга Семеновна Аксакова (урожденная Заплатина), дочь пленной турчанки, передала сыну бурную энергию и упорство в защите своей точки зрения. Отец для Константина Сергеевича был образцом, поэтому с младых ногтей он впитал в себя отцовскую любовь к русскому крестьянству, к простому народу, его обычаям и традициям. Все его счастливое детство прошло в родительских имениях в с. Надёжино и Аксаково, где он под руководством матери рано начал читать, познавать богатейший литературный мир. В 1826 году Аксаковы перебираются в Москву, где через шесть лет, в 1832 году, 15-летний Константин, окончивший пансионат М. П. Погодина, поступает в Московский университет на словесное отделение. Во время учебы он с упоением начинает посещать кружок Н. В. Станкевича. Молодого Аксакова увлекают рассуждения членов кружка на нравственные и философские темы. Он поддается веяниям немецкой философии (в т. ч. произведений Гегеля), но вскоре исконно русские семена, заложенные отцом, вызревают и оформляются в противление «гегелианству». В 1835...
    6. На смерть Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: своего таланта; и не окончив его, навсегда покинул нас Гоголь. Сама жизнь Гоголя как художника полна чрезвычайно важного и строгого смысла. Талант его не был для него, как для большей части художников, только природным даром, которым художнику остается только тешиться в жизни да набирать дани похвал и выгод житейских. Великий талант свой принял Гоголь как долг, наложенный на него свыше, который обязан он нести в течение всей своей жизни. Строго понял он призвание художника; не улыбаясь сам, производил он своими сочинениями смех, полный художественного наслаждения. Известно его слово, где так высказал он себя, когда сказал: "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадную несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы ". Весь обращенный к Богу, всегда трудился он внутренно и часто говорил, что жизнь не веселье, не удовольствие, но и труд, и подвиг. А стоит только не бежать духовного труда, - он явится, великий и бесконечный. - Вспомним, что так строг, так чист и так важен был поэт, произведения которого, по невежественному мнению некоторых, только грязны и непристойны и, по впечатлению многих, только смешны. Жизнь поэта и художника еще и доселе считается имеющею какое-то право на дешевые веселья и радости, еще и доселе жизнь художника есть какое-то пиршество, соединенное с кубком вина и с красотою женщины. Другое зрелище представил первый русский художник. Взглянув на свой талант как на долг, возложенный на него от Бога, как на новую обязанность быть еще строже в жизни, он соединил свое вдохновение с молитвой, и жизнь свою повел он сурово, беспрестанно поддерживая, продолжая внутреннюю неослабную борьбу со всеми недостатками человека сперва внутри себя, а потом уже вне. Не время еще изображать во всей последовательности весь духовный путь, пройденный ...
    7. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: А. А. Половцова) Аксаков , Константин Сергеевич , старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, рожденной Заплатиной, род. 29 марта 1817 года в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губ.; умер 7 декабря 1860 г. К. С. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать К. С. Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, «с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца». Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать и первой его книгой для чтения была «История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. «Между детскими годами и зрелым возрастом, — говорит И. С. — почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался». Читал в детстве К....
    8. Бывший учитель: Замечания на книгу. Опыт русской грамматики Константина Аксакова
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: Отдавая всю справедливость благой цели автора, его тщательному, вероятно многолетнему труду, его желанию принести пользу изучения Русского Языка, скромности, с какою он говорит о своей книге в предисловии, признавая, что в частности есть в ней дельное и хорошее, мы не можем сказать, чтоб она сколько-нибудь соответствовала возбужденным ею надеждам. Напрасно Г. Аксаков издает свою Грамматику отдельными выпусками. Гораздо лучше было бы повременить, дождаться, по крайней мере, окончания первого тома. Тогда можно было бы вернее и полнее понять и ценить содержание, достоинство и цель сочинения. Впрочем это обстоятельство случайное, не существенное. Гораздо чувствительнее в этой книге отсутствие порядка и системы, требуемых в изложении всякой науки, всякого предмета. Автор, не дав нам определения своего предмета, не сказав о взгляде, каким он смотрит на предпринятое им творение, впадает в беспрерывные противоречия, обмолвки, даже в явные ошибки, не может придать своим мыслям ни ясности, ни последовательности. Везде видны неуверенность, колебание, недоумение. К тому присоединяется тяжелый, педантский, трудно понимаемый язык, происшедший не от незнания или неспособности, а вероятно от старания писать темно и высокопарно, в надежде, что этот слог будет почтен названием философского. Предметы самые простые и всем известные истолковываются едва понятным набором слов. Доказательства этому читатель найдет в нижеприведенных примерах. Книга, после заглавия и...
    9. Якушева Г. В.: Аксаков К. С. (Энциклопедический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: напечатавшего стихи Аксакова в московском журнале «Телескоп» и газете «Молва»); входил в кружок Станкевича. После путешествия по Европе Аксаков в Москве сближается с Ю. Ф. Самариным, затем в московских салонах — с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным и А. С. Хомяковым, укрепившим славянофильские взгляды Аксакова. Образ патриархальной, «общинной» Руси и Москвы как её символа отразились в статье Аксакова «Семисотлетие Москвы» (1846), стихотворении «Москве», драме «Освобождение Москвы в 1612» (1848; запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря 1850). Выступал во всех славянофильских изданиях: «Московском литературном и учёном сборнике» (1846—47), «Московском сборнике» (1852), журналах «Москвитянин», «Русская беседа». С 1857 негласный редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику. В Москве публиковал также свои многочисленные переводы из произведений И. В. Гёте, Ф. Шиллера, А. Мицкевича и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Сочинения: Полн. собр. соч., т. 1, М., 1861; т. 2, М., 1875; т. 3, М., 1880 (издание не окончено); Литературная критика, М., 1981 (совместно с И. Аксаковым). Литература: Дмитриев С., Русская общественность и семисотлетие Москвы, «Исторические...
    10. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням. Алеша Попович и Еким Иванович
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: В песнях, не вошедших сюда, он упоминается как бессовестный соблазнитель. Но с Алешей Поповичем есть другой богатырь, Еким Иванович. Еким Иванович - это страшная, но смирная и безответная сила, всегда находящаяся в услугах у других богатырей. Он гораздо сильнее Алеши Поповича, но как будто сам этого не знает; в дело сам собой он без крайности не пускается, а спрашивает у Алеши, как он велит. Сам Дунай берет его с собою, предпочитая целой дружине. Алеше Поповичу он очень выгоден; он пользуется Екимом, как верным мечом, который никогда не подумает присвоивать себе своих подвигов: Еким - его работник не только в деле военном; он заботится и о конях, пускает их в луг, поит. Еким полезен Алеше, когда нужно прочитать что-нибудь: Алеша не знает грамоты, Еким, напротив, грамоте учен. Не имеет ли какого-нибудь соотношения с этим богатырем поговорка: Еким простота? - Алеша Попович упоминается часто в песнях; но одна посвящена собственно ему: Из славного Ростова, красна города, Как два ясны соколы вылетывали, Выезжали два могучие богатыря: Что по имени Алешенька Попович млад, А со молодым Екимом Ивановичем. Они ездят богатыри плечо о плечо, Стремяно в стремяно богатырское. Ничего не наехали в чистом поле богатыри, не видали ни птицы перелетной, ни зверя прыскучего; они наехали в чистом поле только на три широкие дороги; между трех дорог лежит горюч камень, а на камне подпись. "Братец, Еким Иванович, - говорит Алеша, - ты в грамоте поученый человек, посмотри, что на камне подписано". Еким соскочил с коня и прочел. Три дороги были расписаны ...