• Приглашаем посетить наш сайт
    Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1856"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Обозрение современной литературы
    Входимость: 5. Размер: 94кб.
    2. Значение столицы
    Входимость: 4. Размер: 42кб.
    3. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    4. Еще несколько слов о русском воззрении
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    5. Биография (вариант 6)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    6. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням. Введение
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    7. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    8. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Заметка о значении Ильи Муромца
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    10. * * * ("Я не знал... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    12. Замечания на статью г. Соловьева "Шлёцер и антиисторическое направление"
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    13. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    14. Тени
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    15. Биография (вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    16. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Обозрение современной литературы
    Входимость: 5. Размер: 94кб.
    Часть текста: труд самобытного дела заменялся легким и веселым трудом подражания, тогда и литература возникла у нас на тех же условиях, то есть на покорном перенесении на русскую почву, без вопроса и критики, иностранной литературной деятельности. Подражать легко, но для самостоятельного духа тяжело отказаться от самостоятельности и осудить себя на эту легкость, тяжело обречь все свои силы и таланты на наиболее удачное перенимание чужой наружности, чужих нравов и обычаев. Несмотря на то, дело, хотя и не вполне, удалось. Вольность нравов европейского Запада, новые средства к удовлетворению личного эгоизма, наконец блестящая сторона европейского просвещения и уже готовая, чужими руками изготовленная, умственная пища, которую, казалось, оставалось только глотать, – все это подействовало, и от самостоятельности в России отказались, впрочем, только верхние классы. У них-то явилась и новая наша литература. Возникшая в эпоху западноевропейского классицизма, заемная литература наша служила ему верным отражением. Европейский классицизм...
    2. Значение столицы
    Входимость: 4. Размер: 42кб.
    Часть текста: жизни; народный центр произвольно сочинен и выдуман быть не может. Столица как центр правительственный может подлежать государственному произволу, может быть искусственно и насильственно постановлена. Столица тогда достигнет своего полного назначения, тогда благотворна вполне для страны, когда она есть центр народный и правительственный вместе или, другими словами, когда центр правительственный находится в центре народном. Разум, смысл народный необходим для столицы правительственной, ибо в ней должно быть понимание страны, которою она управляет, в ней должны быть прямые, непосредственные, живые связи со страною, - а для этого необходимо находиться внутри самой страны, в средине народа. Поставьте правительственную столицу за границей, вообразите себе ее без всякой живой связи с народом, - что выйдет? Все действия правительства будут неудачны, несмотря на все желания принести пользу, несмотря на всю покорность народа. Роковое бывает это явление, когда теряется в правительстве внимание страны, и всякое правительственное действие бьет мимо благой цели, идет криво и косо: все становится невпопад, все обращается во зло. Правительство является невольным мучителем народа: народ является более или менее покорною жертвою. И нет возможности поправить дело, пока нет возможности приобрести понимание страны. Такое явление бывает именно тогда, когда столица не имеет ни исторических, ни современно-народных, никаких живых связей со страною, другими словами: когда центр правительственный отделен от центра народного. Такое явление представляет нам теперь наше отечество, Россия, у которой столица Петербург. Петербург поставлен на самом краю неизмеримого...
    3. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    Часть текста: К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. «Между детскими годами и зрелым возрастом, — говорит И. С. — почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался». Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15 лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева — греческому, у Фролова — географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее вместе с братьями и сестрами разные эпизоды в лицах. С 12 лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях...
    4. Еще несколько слов о русском воззрении
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    Часть текста: истинной, возбудило недоразумения и толки; они продолжаются и теперь. Вследствие этих недоразумений и толков «Русская беседа» пыталась объяснить своим противникам это выражение и эту мысль; но, несмотря на ее старания, мысль остается как будто непонятною, и само выражение не перестает казаться непонятным. «Русский вестник» [1] в своих заметках отзываясь о «Русской беседе», поднимает тот же вопрос о русском или, лучше, вообще о народном воззрении, придает этому вопросу важность, какую он точно имеет и хотя и соглашается со статьею одного из сотрудников «Русской беседы», но статью другого отвергает, – между тем как обе статьи между собою совершенно согласны. В то же время, выражая свое мнение о значении народности в деле всечеловеческом, «Русский вестник» противоречит статье, с которой соглашается, и, быть может, противоречит себе самому. «Русский вестник» называет, между прочим, народность сосудом и местом , чем весьма умаляет ее значение: сосуд не участвует в том содержании, которым его наполняют; в него можно влить что угодно; он равнодушен к тому, что в нем находится. Место точно так же не участвует деятельно в том, что на нем выстроено; оно равнодушно к тому, что на нем становит зиждущая рука. Эти выражения, освещая мнение «Русского вестника», показывают,...
    5. Биография (вариант 6)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: 12 лет юный Аксаков учредил среди знакомых мальчиков дружину воинов и писал приключения «дружины молодых людей, любивших древнерусское вооружение». Рядом с этим, в даровитом юноше шло развитие других умственных интересов: выучившись читать 4-х лет, Константин Сергеевич перечитал всю классическую литературу и, воспитываясь дома, получил тщательное образование. Учителями его были такие люди, как Фролов, известный географ, и Венелин. Поступив в 1832 г. на словесный факультет московского университета, Константин Сергеевич примкнул к слагавшемуся кружку Станкевича, в состав которого входили Белинский, Боткин, Сатин, Кетчер, Клюшников и др. Время пребывания Аксакова в московском университете совпадает с эпохой резкой перемены в профессуре и студенчестве. На смену старым профессорам пришли Павлов, Надеждин , Шевырев и Погодин , а студенты стали увлекаться философией гегельянства и общественными вопросами. В кружке, к которому примкнул Константин Аксаков, гегельянство было возведено в настоящий религиозный культ; оно имело заметное влияние на историческое понимание Аксакова. Уже в это время начинало развиваться общественное миросозерцание Константина Сергеевича в национальном направлении, постепенно отдалявшем его от кружка Станкевича. Аксаков в 1840 г. окончательно расходится с Белинским и сближается с Хомяковым , Иваном и Петром Киреевскими. Окончив в 1835 г. университетский курс, Аксаков ревностно принялся за литературную деятельность, помещая рецензии и стихи (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в «Телескопе», «Молве» и «Московском Наблюдателе». К 1838 г. относится 5-месячное пребывание Аксакова в Берлине, не выдержав одинокой и самостоятельной жизни за границей, Аксаков вернулся в родной дом, где жил в кругу страстно любимого отца и приятелей жизнью ученого, чуждого всяких сердечных увлечений. В 1847 г. Аксаков защитил магистерскую...
    6. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням. Введение
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: князя Владимира по русским песням Введение Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням 1* "... Се же пакы творяще людям своим по вся недели; устави на дворе в гриднице пир творити и приходити болярам и гридем и съцьским и десяцькым и нарочитым мужем, при князе и без князя: бываше множество от мяс и от скота и от зверины, бяше по изобилию от всего" {Летопись Нестора {2}.}. Так говорит летопись о великом князе Владимире. Эта приветливая, пиршественная сторона его жизни перешла в народные песни. Владимир удержался в памяти народной, как радушный, ласковый хозяин, к которому всё" собиралось на пир, не только изо всего Киева, но и со всех сторон русской земли. Владимир созывал "старейшины по всем градом и люди многы" {}, говорится в другом месте летописи, и отовсюду ехали к нему гости. - Нераздельно с его пирами соединено сказание о славных богатырях, о могучих гостях Владимира, сказание, удержанное народом и сохраненное им в полнейшем и подробнейшем виде, чем в летописи; летопись упоминает только об Александре Поповиче, Рахдае, о разбойнике Могуте, об Яне Усмошвеце. Но песни говорят о многих других. - Итак, великий князь...
    7. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Родился он 29 марта (10 апреля) 1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Брат И. С. Аксакова. Детство свое К. С. Аксаков провел в различных имения отца. С детства Константина окружала особая дружная семейная обстановка, в семье С. Т. Аксакова было шесть сыновей и восемь дочерей. Телосложение Константин Аксаков имел богатырское. Свое первоначальное образование Константин Аксаков получил в семье. В 1826 году семья С. Т. Аксакова переехала в Москву. В возрасте 15 лет (ранее по возрасту в университет поступил только лишь Грибоедов) он поступил в Императорский Московский университет, на словесное отделение. «Думая, - писал вспоминая о тех годах К. С. Аксаков, - что свобода студенческих моих занятий, не дав мне много сведений положительных, много принесла мне пользы, много просветила меня и способствовала самостоятельной деятельности мысли» (Воспоминания студентства 1832-1835 годов. СПб., 1910. С. 14). В университете Константин Аксаков знакомится со Станкевичем учившимся на втором курсе, когда К. С. Аксаков был еще на первом. О кружке Станкевича, позже он вспоминал так: «В этом кружке выработалось уже общее воззрение на Россию, на жизнь, на литературу, на мир, - воззрение большею частию отрицательное. Искусственность Российского патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов,...
    8. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Освобождение Москвы в 1612 , (1848; запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря 1850). Выступал в Московском литературном и ученом сборнике (1846–1847), Московском сборнике (1852), в журналах «Москвитянин» (привлечен как поэт В. Г. Белинским), «Русская беседа». С 1857 негласный редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику (в т. ч. статьей Публика – народ . Опыт синонимов , где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи»). Автор двух повестей в русле поэтики Э. Т. А. Гофмана (в т. ч. Вальтер Эйзенберг. ( Жизнь в мечте ), Краткого исторического очерка земских соборов , статей о русских былинах, Мертвых душах Н. В. Гоголя, произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др. (при этом выступал против «петербургской литературы» и особенно натуральной школы, назвав ее «раздольем посредственности»). Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические мотивы «природы» и «святой поэзии», широкую известность приобрело стихотворение Мой Марихен так уж мал , текст которого (с изменениями) положен на музыку П. И. Чайковским ( Детская песенка. Мой Лизочек ). Известны переводы Аксакова (в т. ч. из И. В. Гёте, Ф. Шиллера, А. Мицкевича), несколько драматургических опытов (в т. ч. пародия Олег под Константинополем , 1834–1839, отд. изд. 1858), публицистические...
    9. Заметка о значении Ильи Муромца
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: старцам. - "Выпей сам", -говорят они ему. - Илья выпил. - "Что ты в себе слышишь?" -спрашивают его. "Слышу богатырскую силу", - отвечает Илья. "Поди принеси еще ведро", - говорят старцы. - Илья приносит. - "Выпей!" - Илья выпивает. - "Что ты теперь слышишь в себе?" - спрашивают старцы. - "Если б ввернуть кольцо в землю, - отвечает Илья, - то я бы всю землю перевернул" 1 . - "Это много, - говорят старцы, - поди принеси еще ведро". - Илья принес. - "Выпей". - Илья выпил, и силы в нем поубавилось 2 . -"Довольно тебе этой силы", - сказали старцы и ушли. - Илья встал и пошел к своим на работу. Как только увидали его, так закричали в изумлении: "Смотрите-ка: Илья идет!" 3 Когда Илья, взяв благословение у отца и матери, пустился в путь по направлению к Киеву, то, следуя берегом Оки, встретил он в узком месте богатыря (помнится, Зюзю по имени), который один тащил расшиву. "С дороги!" - кричал богатырь. Обидно показалось Илье; он не дал дороги, схватил богатыря в руки и кинул вверх, и потом опять подхватил его на руки и поставил на землю. Богатырь, пока летел вверх и падал вниз, успел сказать сто раз: "Виноват, Илья Муромец, вперед не буду". Здесь нельзя не заметить приема Ильи, к которому он не раз прибегает в...
    10. * * * ("Я не знал... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Я не знал... ") * * * Я не знал, что солнце скинет Нынче облачный покров, Волны света с неба двинет И свой луч приветно кинет На меня из облаков. Я не знал... и луч желанный Тем отрадней для меня, Что, негаданный, нежданный, Он блеснул с высот, посланный Солнца дар на радость дня. Солнцу гимн я шлю хвалебный, Правды свет я петь хочу. Полумрак луны волшебный, Сердцу робкому потребный, Солнца уступи лучу! Солнце, луч твой неподкупный Светит строго и равно. Всё, что мелко, всё, что крупно, Всё известно, всё доступно, Всё кругом озарено. Видеть мне в душе отрадно, Как твой луч, вред злу и мгле, Всё, что ладно, что не ладно - Беспристрастно, беспощадно Обличает на земле. Истине щита не нужно, Пусть лишь солнца свет горит, Озаряя землю дружно, Всё исчезнет, что недужно, И здоровье победит. 14 февраля 1856