• Приглашаем посетить наш сайт
    Полевой Н.А. (polevoy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1857"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Публицистические статьи ("Молва", 1857 год)
    Входимость: 7. Размер: 23кб.
    2. Замечания на статью г. Соловьева "Шлёцер и антиисторическое направление"
    Входимость: 6. Размер: 95кб.
    3. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    4. Биография (вариант 6)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    5. Пресняков А.: Аксаков К. С. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    6. Замечание на "Заметку" г. Даля
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    7. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    8. Биография (вариант 4)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    9. Венгеров С. А.: Передовой боец славянофильства – Константин Аксаков
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    10. * * * ("Грустно видеть, как судьба порою... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    12. Карпов А. А.: Аксаков К. С.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    13. Якушева Г. В.: Аксаков К. С. (Энциклопедический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Антонов В.: Аксаков К. С.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    15. Публицистика, воспоминания Аксакова
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    16. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    17. Два слова о народном обучении
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    18. Попов А. А., Сербиненко В. В.: Аксаков К. С. (Русская философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    19. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    21. Весна
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    22. Цыганова Л. А.: Аксаков К. С. (Российская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    23. Разуму
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    24. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    25. О внутреннем состоянии России. 1855 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Публицистические статьи ("Молва", 1857 год)
    Входимость: 7. Размер: 23кб.
    Часть текста: "Молва", № 4" 4 мая 1857 г Россия!.. Какие разные ощущения пробуждает это имя в целом мире. Россия, в понятии европейского Запада, это варварская страна, это страшная, только материальная сила, грозящая подавить свободу мысли, просвещение, преуспеяние (прогресс) народов. Для азиатского Востока Россия — это символ грозного величия, возбуждающего благоговение и невольно привлекающего к себе азиатские народы. Для Америки имя России знаменует крайнюю ей противоположность, но в то же время самобытное, юное государство, которому, вместе с нею, принадлежит будущность мира. Еще иначе отзывается это великое имя в сердцах и греческого и славянского народов. Оно возбуждает в них ничем непобедимое сочувствие единоверия и единоплеменности и надежду на ее могущественную помощь, на то, что, в России или через Россию, рано или поздно прославит Бог, перед лицом всего света, истину веры православной и утвердит права племен славянских на жизнь общечеловеческую Но как отзывается это драгоценное имя в нас самих? Россия… это имя отзывается разно и в сердцах русских людей. Исключаем простой народ: он и Россия — одно, он есть разумная стихия России. Мы говорим о себе, о так называемых образованных или преобразованных русских. Разно звучит имя России и в их сердцах… Одни говорят, что Россия создана Петром, что она начала жить человеческой жизнью только полтораста лет назад, что до Петра это была какая-то грубая, дикая масса, представляющая одно брожение без мысли, не имевшая в себе своих задатков жизни, своих начал, своего...
    2. Замечания на статью г. Соловьева "Шлёцер и антиисторическое направление"
    Входимость: 6. Размер: 95кб.
    Часть текста: Беседе"; итак понятно, против какого направления вооружается г. Соловьев. Направление названо антиисторическим. Почему? Отвергает ли оно исторические данные, считает ли ненужным знать прошедшее? Нет, сам г. Соловьев не мог сказать этого. Он не оспаривает, что направление опирается на исторических фактах, но оно их не так перетолковывает. В таком случае название "антиисторическое" сюда не подходит, ибо ошибочно перетолковывать историю не значит историю отвергать и идти в науке путем неисторическим; в противном случае г. Соловьев всех, несогласных с ним, должен был бы причислить к антиисторическому направлению, оставив при историческом лишь себя и своих партизанов или (как теперь довольно неудачно переводят у нас) сторонников. Название антиисторическое придумано неверно, и говорить об этом мне нечего. Но слово сказалось недаром. Историческое направление, как называет свое направление г. Соловьев, понимает историю точно исключительным и односторонним образом. Оно думает, что преемство всех исторических явлений есть непременное восхождение от лучшего к лучшему, так что день настоящий есть всегда день правдивый, а вчерашний день есть день осужденный. Это поклонение не истории, а времени. Здесь нет вопроса об истине в ней самой, веря в которую, вы не справляетесь: ее ли время теперь или нет? Здесь вопрос только о времени, и уж ...
    3. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    Часть текста: Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать и первой его книгой для чтения была «История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. «Между детскими годами и зрелым возрастом, — говорит И. С. — почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался». Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до 15 лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева — греческому, у Фролова — географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее вместе с братьями и сестрами разные эпизоды в лицах. С 12 лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях «дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение». Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, 15 лет, он поступил на ...
    4. Биография (вариант 6)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: Ольга Семеновна, урождённая Заплатина, женщина прямодушная и горячая патриотка. По отзыву Ивана Сергеевича Аксакова, написавшего биографию своего брата, этот последний унаследовал от матери нравственные свойства, а от отца эстетический вкус и любовь к литературе. В Константине ещё мальчиком проснулась любовь ко всему родному, особенно древнерусскому. 12 лет юный Аксаков учредил среди знакомых мальчиков дружину воинов и писал приключения «дружины молодых людей, любивших древнерусское вооружение». Рядом с этим, в даровитом юноше шло развитие других умственных интересов: выучившись читать 4-х лет, Константин Сергеевич перечитал всю классическую литературу и, воспитываясь дома, получил тщательное образование. Учителями его были такие люди, как Фролов, известный географ, и Венелин. Поступив в 1832 г. на словесный факультет московского университета, Константин Сергеевич примкнул к слагавшемуся кружку Станкевича, в состав которого входили Белинский, Боткин, Сатин, Кетчер, Клюшников и др. Время пребывания Аксакова в московском университете совпадает с эпохой резкой перемены в профессуре и студенчестве. На ...
    5. Пресняков А.: Аксаков К. С. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: значительным было влияние отца, отличавшей его глубины чувства, теплоты и живости воображения, его "русского направления", оптимистического отношения к помещичьему быту, художественно-археологического увлечения старой Москвой. Глубокая привязанность к отцу - наиболее сильное чувство в личной жизни А.: горе после смерти Сергея Тимофеевича расшатало его здоровье и свело через 1 1/2 года в могилу. От матери, Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, А. унаследовал, быть может, отличавшую его от пассивной, более созерцательной натуры отца, боевую энергию в защите своих воззрений: Ольга Семеновна была дочерью пленной турчанки. До 9 лет А. рос в деревне, Аксакове-Багрове, затем Надеждине-Парашине, чем и исчерпалось личное общение его с крестьянством, оставившее на всю жизнь ряд отрадных и живых впечатлений, на которые А. любил ссылаться в спорах с противниками его направления. С 1826 года А. почти безвыездно живет в Москве, далекий от встреч с реальными условиями житейской борьбы и суровыми чертами житейской действительности. Попытка поехать за границу в 1838 году была испорчена отсутствием привычки жить самостоятельно и заботиться о своих потребностях. Не выдержав докуки мелочей жизни, А. едва еле пять месяцев выдержал вне отчего дома. Эти черты существенно освещают его...
    6. Замечание на "Заметку" г. Даля
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: к достижению его; если же она употреблена будет не на это, то она вредна. Язык и руки, конечно, также первые злодеи наши и также могут послужить на худое; но из этого не следует, чтобы их должно было отнять или откинуть: они даны нам Богом и потому на своем месте, а грамота дается людьми и потому может быть и не всегда в пору и кстати". Нельзя воздержаться от некоторого удивления. Если г. Даль опасается злоупотреблений от грамоты и в силу возможности этих злоупотреблений полагает, что грамота может быть не всегда в пору и кстати, то такие же точно злоупотребления может производить, по словам самого же г. Даля, язык (язык, то есть слово человеческое): отчего же язык (опять по словам г. Даля) всегда на своем месте? Отчего же такая разница? Ведь возможность вреда одинакова и там и здесь: и там и здесь возможно злоупотребление. Г. Даль говорит, что язык и руки даны Богом, а грамота - людьми. Это тоже как-то странно. Все доброе, прежде всего свет, от Бога; только зло и тьма не от Бога. Грамота есть благо, есть дело разума, дело света, Божье дело. Да и что же, наконец, грамота, как не то же слово, не тот же язык, лишь перенесенный на бумагу?.. Нет, мы не можем согласиться с г. Далем. Мы знаем, что дары Духа - Божьи дары. Мы за всякою обеднею слышим, что "всякое благое даяние и всякой совершенный дар исходит свыше от Отца светов". А грамота есть такой дар. Далее г. Даль говорит: "Не думаю, чтобы...
    7. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: явление был изгой?" (1850), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Семисотлетие Москвы" (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851),"Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и анти-историческое направление?" (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматических произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою историческую концепцию, опиравшуюся на романтическо-идеалистические идеи славянофильства, Аксаков противопоставлял взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно...
    8. Биография (вариант 4)
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: быта русской дворянской семьи. В 1826 г. семейство Аксаковых переезжает в Москву. Спустя шесть лет 15-летний А. поступает в Московский университет на словесный факультет (готовился к нему в пансионате М. П. Погодина), который оканчивает в 1835 г. В студенческие годы он был участником кружка Н. В. Станкевича и, как и другие участники кружка (в частности, В. Г. Белинский), испытывал влияние немецкой классической философии (прежде всего, Г. Гегеля). Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), несмотря на славянофильскую направленность работы и оригинальность научных выводов (например, своеобразную трактовку проблемы стиля). Этапы развития литературы в целом рассматривались молодым ученым в духе гегелевской концепции культурно-исторического процесса. В конце 30-х гг. в московских салонах сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским. Воздействие их идей было значительным, и вскоре он и сам становится приверженцем и теоретиком славянофильства. Окончив университет, Аксаков сотрудничал в «Москве» и «Московском наблюдателе» (редактором которого в 1838 -1839 гг. был В. Г. Белинский). После защиты магистерской диссертации он предполагал приступить к...
    9. Венгеров С. А.: Передовой боец славянофильства – Константин Аксаков
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: и один экземпляр оной доставлен ко мне самим автором. По рассмотрении этого сочинения я нашел в нем многие мысли и выражения, от страницы 44 до 60, весьма резкие и неприличные, относящиеся до Петра Великого и политических его преобразований. Может быть, ученое содержание книги и допускает такого рода суждения о действиях Великого Преобразователя, – суждения, выраженные в форме не для всякого доступной, но тем не менее я признал их с своей стороны вовсе неуместными и непозволительными в диссертации, назначенной для публичного диспута; почему и предписал ректору Московского университета, приостановив продажу оной, подвергнуть ее новой цензуре декана I-го отделения филологического факультета и выпустить при этом весь отдел, заключающийся от 44 до 60 страницы, а также предложил и здешнему цензурному комитету, чтобы ни в одном из выходящих в Москве повременных изданий не дозволять никаких разборов помянутого сочинения. Для предупреждения же могущих дойти до сведения вашего сиятельства каких-либо известий об этой книге от постороннего ведомства, я считаю долгом представить при сем на ваше благоусмотрение один экземпляр оной, с тем, что если вы найдете нужным сделать относительно ее какие-либо новые распоряжения, то я буду...
    10. * * * ("Грустно видеть, как судьба порою... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Грустно видеть, как судьба порою... ") * * * Грустно видеть, как судьба порою Человека беспощадно гонит; Как он силы напрягает к бою И опять главу печально клонит; Как вся жизнь – невзгода да лишенье, Как нужда с трудом не расстается, И в немом и сумрачном терпенье Человек с лихой судьбою бьется. Но еще грустней на сердце станет, Как свершается паденье брата; Как душа в нем робко, грустно вянет Под дыханьем грубого разврата; Как высокий дух и разум ясный Средь страстей невежественных никнет, Как потом, черствея ежечасно, Человек к бездушию привыкнет. Но грустней, когда лежит тяжелый Мрак на жизни целого народа, И живет он скорбный, невеселый — Силам нет свободного исхода. Он раскрыть даров своих не смеет; Смутно он свое призванье внемлет, Слово робко на устах немеет, Ум во тьме, душа пугливо дремлет. Но когда с народа мрак снимает Провиденье благодатной дланью — Вспрянет ум и крылья простирает; Сознает народ свое призванье, Свой он подвиг замышляет смело; В божьем мире людям дела много… И исполнен дум, готов на дело, В мир народ идет и славит бога. <1857>