• Приглашаем посетить наш сайт
    Герцен (gertsen.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1612"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Замечания на статью г. Соловьева "Шлёцер и антиисторическое направление"
    Входимость: 3. Размер: 95кб.
    2. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням. Введение
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    3. Передовые статьи газеты "Молва" ("Учение славянофилов")
    Входимость: 2. Размер: 73кб.
    4. Гильфердинг А.: Константин Сергеевич Аксаков
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    5. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    6. Об основных началах русской истории
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    7. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    8. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. По поводу VIII тома "Истории России" г. Соловьева
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    10. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    11. О некоторых современных собственно литературных вопросах
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    12. Несколько слов о русской истории, возбужденных "Историей" г. Соловьева
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    13. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    14. Три критические статьи г-на Имрек
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    15. Народное чтение. Книжка первая
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    16. Биография (вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    17. Взгляд на русскую литературу с Петра Первого
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    18. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    19. Якушева Г. В.: Аксаков К. С. (Энциклопедический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    20. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Замечания на статью г. Соловьева "Шлёцер и антиисторическое направление"
    Входимость: 3. Размер: 95кб.
    Часть текста: Замечания на статью г. Соловьева "Шлёцер и антиисторическое направление" В статье своей под названием: "Шлёцер и антиисторическое направление" известный ученый наш г. Соловьев говорит с великим неодобрением о целом направлении в науке, которое называет он антиисторическим. Нелегко было бы угадать, что это за направление, если бы почтенный профессор не приводил его положений и не указывал прямо на статьи, в которых оно выражается. Все эти статьи помещены в "Русской Беседе"; итак понятно, против какого направления вооружается г. Соловьев. Направление названо антиисторическим. Почему? Отвергает ли оно исторические данные, считает ли ненужным знать прошедшее? Нет, сам г. Соловьев не мог сказать этого. Он не оспаривает, что направление опирается на исторических фактах, но оно их не так перетолковывает. В таком случае название "антиисторическое" сюда не подходит, ибо ошибочно перетолковывать историю не значит историю отвергать и идти в науке путем неисторическим; в противном случае г. Соловьев всех, несогласных с ним, должен был бы причислить к антиисторическому...
    2. Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням. Введение
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: им в полнейшем и подробнейшем виде, чем в летописи; летопись упоминает только об Александре Поповиче, Рахдае, о разбойнике Могуте, об Яне Усмошвеце. Но песни говорят о многих других. - Итак, великий князь Владимир, добрый и ласковый, гостеприимный и пирующий, постоянно окруженный гостями и богатырями, пришедшими со всех сторон русской земли, соединяющий всех их около себя и всех радующий приветом и празднеством, - живо остался в памяти и песнях народных с постоянным эпитетом своим "красное солнце", эпитетом, в котором выражается благотворное и вместе всерусское значение великого князя Владимира. В самом деле, с мыслью о нем соединена мысль о все собирающем вокруг себя и во все стороны простирающемся жизненном начале, о том истинном начале жизни, которое даруется православною христианскою верою. Обратимся теперь к самим песням; скажем наперед, что здесь дело будет идти не об историческом, а о сказочном и песенном Владимире и вообще о целом сказочном мире той эпохи. Но этот сказочный мир также очень важен и состоит в...
    3. Передовые статьи газеты "Молва" ("Учение славянофилов")
    Входимость: 2. Размер: 73кб.
    Часть текста: данная Богом, - вот отличие человека от бездушной природы, вот что образует из него существо нравственное. Для природы нет нравственного вопроса, но для человека он существует вследствие свободной воли, которая может сделать его и добрым, и злым, и уронить, и возвысить. Отсюда бесконечная деятельность духа человеческого, вечное стремление вперед, вечное созидание себя. Отсюда эта смесь светлых и темных сторон в человечестве и человеке. Для человека, как бы низко ни пал он, всегда есть возможность подняться, лишь бы воля в нем не переставала действовать. Всего хуже апатия, усыпление, уныние, отсутствие воли; тогда теряет человек свое значение и достоинство. Нравственный подвиг жизни предлежит не только человеку, но и народам, - и каждый человек, и каждый народ совершают его непременно самостоятельно; в противном случае не совершают вовсе. Самостоятельность каждого не исключает возможности взаимного согласия, но, разумеется, согласия свободного, независимого. Где же нет самостоятельности духа, там рабство духа и подражательность; там нет деятельности, а одна суетливость. Нравственное дело должно и совершаться нравственным путем, без помощи внешней принудительной силы. Ничего не может быть вреднее, как вторжение грубой силы в нравственные вопросы. Там, где грубая сила думает подкрепить истину, она подрывает ее, ибо вносит сомнение в ее собственной, внутренней силе; так что лучше для истины иметь грубую силу себе врагом, чем сподвижницей. Одно есть оружие нравственной истины - это свободное убеждение, это - слово. Вот единственный меч духа. Вспомним прекрасные стихи поэта, обращенные к человеку: И ты, когда на битву с ложью Идешь за правду дум твоих, Не налагай на правду Божью Гнилую тяжесть лат земных. Доспех Саула - ей окова, Саулов тягостен шелом; Ее оружье - Божье слово, А Божье слово - Божий гром. Слово - это знамя человека на земле. Созданное из звука самим человеком, все проникнутое сознанием, оно одухотворяет мир видимый, воплощает мир...
    4. Гильфердинг А.: Константин Сергеевич Аксаков
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: не прошла даром для земли русской. Он имел влияние на образование и развитие тех идей, которым назначено, по нашему мнению, исцелить Россию от существующих в ней недугов. К. С. Аксакова связывала тесная дружба с покойным Хомяковым, который был двенадцатью годами старше его; жизнь того и другого посвящена была одному общему делу. Но редко можно было бы встретить две натуры, более противоположные. Хомяков – как мы имели случай заметить в этой же газете – был человек необыкновенно многосторонний; притом склад его игривого ума был таков, что часто шутка прикрывала глубину его убеждений, и многие, судившие о нем только по встречам в гостиных, могли даже не замечать этих глубоких убеждений. К. С. Аксаков не знал и не терпел шутки. Его убеждение было постоянно наруже, высказывалось в каждом его слове, в каждом действии. Он был весь сосредоточен на одной мысли, но односторонность в нем не только не была вредна, а, напротив, служила ему источником силы и средством действовать на людей, ибо самая мысль, на которой он сосредоточился, была цельна, жизненна, многостороння. Мысль эту К. С. Аксаков не заимствовал, так сказать, извне, не приобрел ее учением, не состроил сам себе, как теорию, как систему. Она жила в нем с детства. Первое воспитание свое он получил в деревне, в доме своих родителей (частью в Самарской, частью в Оренбургской Губернии); кабинет его отца был его детскою; в тот возраст, когда другие дети забавляются куклами, он знал наизусть “Россиаду” Хераскова и другие творения нашей литературы прошлого века, которые находились в библиотеке его отца и по которым он учился читать. Тем более удивительно, что чужеземный тон и дух этой...
    5. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: губернии. Брат И. С. Аксакова. Детство свое К. С. Аксаков провел в различных имения отца. С детства Константина окружала особая дружная семейная обстановка, в семье С. Т. Аксакова было шесть сыновей и восемь дочерей. Телосложение Константин Аксаков имел богатырское. Свое первоначальное образование Константин Аксаков получил в семье. В 1826 году семья С. Т. Аксакова переехала в Москву. В возрасте 15 лет (ранее по возрасту в университет поступил только лишь Грибоедов) он поступил в Императорский Московский университет, на словесное отделение. «Думая, - писал вспоминая о тех годах К. С. Аксаков, - что свобода студенческих моих занятий, не дав мне много сведений положительных, много принесла мне пользы, много просветила меня и способствовала самостоятельной деятельности мысли» (Воспоминания студентства 1832-1835 годов. СПб., 1910. С. 14). В университете Константин Аксаков знакомится со Станкевичем учившимся на втором курсе, когда К. С. Аксаков был еще на первом. О кружке Станкевича, позже он вспоминал так: «В этом кружке выработалось уже общее воззрение на Россию, на жизнь, на литературу, на мир, - воззрение большею частию отрицательное. Искусственность Российского патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов, неискренность печатного лиризма, все это породило справедливое желание простоты и искренности, породило сильное нападение на всякую фразу и эффект; и то, и другое высказалось в кружке Станкевича, быть может впервые, как...
    6. Об основных началах русской истории
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: подвиг жизни принадлежит не только каждому человеку, но и народам, и каждый человек и каждый народ решает его по-своему, выбирая для совершения его тот или иной путь. И человеку и народу случается падать на нравственном пути, но самое падение это есть нравственное же падение, совершается в нравственной сфере. Как бы ни решался нравственный вопрос, как бы ни было возмутительно его решение, он неотразимо предстоит человеческому духу. Всякая умственная, всякая духовная деятельность, вся тесно соединена с нравственным вопросом. История представляет нам эти многоразличные пути, эту многотрудную борьбу противоречащих стремлений, верований, убеждений нравственных. Страшная игра материальных сил поражает с первого взгляда; но это один призрак: внимательный взор увидит одну только силу, движущую всем, мысль, которая всюду присутствует, но которая медленно совершает ход свой; часто готовая перерядиться в новый образ, она сообщает еще могущество свое образу прежнему, хранит его, пока вполне не созреет и с полным правом не явится в новом сиянии, пересоздав все в новый образ. Избавиться от мысли люди не могут: они могут загромоздить ее материальными внешними силами, могут поставить на поприще насилия; но, обремененная недостойною себя громадою, она тем не менее движет ее, и тогда страшно столкновение грубых масс, прильнувших к этой духовной силе: страшно разбиваются и разрушаются они друг о друга. Нравственное дело должно и совершаться нравственным путем, без помощи внешней, принудительной силы. Вполне достойный путь один для человека, путь...
    7. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Сын С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Родился 29 марта (10 апреля) 1817 в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губ. Детские годы провел в отцовских имениях (в т. ч. в с. Надёжино). С 1826 жил в Москве, в 1832–1935 учился на словесном отделении Московского университета (готовился к нему в пансионате М. П. Погодина). Входил в кружок Н. В. Станкевича; в московских салонах сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, А. С. Хомяковым. Образ патриархальной, «общинной» Руси, сакральный характер исторического бытия России и Москва как ее символ отразились в статье Аксакова Семисотлетие Москвы (1846), стихотворении Москве , драме Освобождение Москвы в 1612 , (1848; запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря 1850). Выступал в Московском литературном и ученом сборнике (1846–1847), Московском сборнике (1852), в журналах «Москвитянин» (привлечен как поэт В. Г. Белинским), «Русская беседа». С 1857 негласный редактор газеты «Молва», не раз...
    8. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: нравственные свойства, а от отца эстетический вкус и любовь к литературе. В Константине ещё мальчиком проснулась любовь ко всему родному, особенно древнерусскому. 12 лет юный Аксаков учредил среди знакомых мальчиков дружину воинов и писал приключения «дружины молодых людей, любивших древнерусское вооружение». Рядом с этим, в даровитом юноше шло развитие других умственных интересов: выучившись читать 4-х лет, Константин Сергеевич перечитал всю классическую литературу и, воспитываясь дома, получил тщательное образование. Учителями его были такие люди, как Фролов, известный географ, и Венелин. Поступив в 1832 г. на словесный факультет московского университета, Константин Сергеевич примкнул к слагавшемуся кружку Станкевича, в состав которого входили Белинский, Боткин, Сатин, Кетчер, Клюшников и др. Время пребывания Аксакова в московском университете совпадает с эпохой резкой перемены в профессуре и студенчестве. На смену старым профессорам пришли Павлов, Надеждин , Шевырев и Погодин , а студенты стали увлекаться философией гегельянства и общественными вопросами. В кружке, к которому примкнул Константин Аксаков, гегельянство было возведено в настоящий религиозный культ; оно имело заметное влияние на историческое понимание Аксакова. Уже в это время начинало развиваться общественное миросозерцание Константина Сергеевича в национальном направлении, постепенно отдалявшем его от кружка Станкевича. Аксаков в 1840 г. окончательно расходится с Белинским и сближается с Хомяковым , Иваном и Петром Киреевскими. Окончив в 1835 г. университетский курс, Аксаков ревностно принялся за литературную деятельность, помещая рецензии и стихи (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в...
    9. По поводу VIII тома "Истории России" г. Соловьева
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    Часть текста: России" г. Соловьева По поводу VIII тома «Истории России» г. Соловьева VIII том «Истории России» почтенного профессора заключает в себе едва ли не самую знаменательную эпоху в русской истории: он содержит в себе царствование Бориса, царствование Шуйского, самозванцев и междуцарствие. VIII том имеет те же общие недостатки исторического изложения и слога, но гораздо менее, чем предшествующие, уже разобранные нами, два тома, останавливаться на них мы не считаем нужным, ибо в критиках наших на VI и VII томы недостатки эти были разобраны подробно. В этом VIII томе самая быстрота событий заставляла автора вести последовательный рассказ, совокупляя, сосредоточивая в нем разнообразные явления: от чего рассказ жив и изобразителен. Мы укажем теперь же лишь на некоторые странности слога и, впоследствии в своем месте на некоторые, как нам кажется, исторические ошибки. Затем мы обратимся к самой эпохе, рассказанной автором в VIII томе, и выскажем наше мнение. Надобно предварительно сказать, что упреки, нами сделанные VII тому, то есть отрывочность и часто беспричинность выписок, а также недостаток выводов, отсутствие в извлечениях знаменательности явлений, – к VIII тому не подходят. Из этого одного уже видно, как много выше VIII том предыдущих, что мы и спешим заявить с искренней радостью. Мы будем еще иметь случай поговорить особо о достоинствах VIII тома. Начинаем, как сказали, с указаний на некоторые недостатки в слоге; они не выступают ярко наружу, но зато они падают на внутреннее существо слога. Например: «Беда грозит молодому человеку; он спасается от нее пострижением, скитается из монастыря в монастырь, попадает наконец в...
    10. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: героя юмористической миниатюры, напечатанной Н. А. Некрасовым в 1846 году. Откуда берут свои корни такие его взгляды, его идеализация русского народа? Родился Константин Сергеевич 29 марта 1817 года в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Его отец - Сергей Тимофеевич Аксаков, литератор, критик; обладал спокойным нравом, рассудительностью, спокойствием и, скорее, созерцательным отношением к жизни. Он увлекался древней Москвой, любил все исконно русское, отчасти даже идеализировал помещичий быт. Мать, Ольга Семеновна Аксакова (урожденная Заплатина), дочь пленной турчанки, передала сыну бурную энергию и упорство в защите своей точки зрения. Отец для Константина Сергеевича был образцом, поэтому с младых ногтей он впитал в себя отцовскую любовь к русскому крестьянству, к простому народу, его обычаям и традициям. Все его счастливое детство прошло в родительских имениях в с. Надёжино и Аксаково, где он под руководством матери рано начал читать, познавать богатейший литературный мир. В 1826 году Аксаковы перебираются в Москву, где через шесть лет, в 1832 году, 15-летний Константин, окончивший пансионат М. П. Погодина,...