• Приглашаем посетить наш сайт
    Кузмин (kuzmin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1817"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y
    Поиск  
    1. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    2. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    3. О внутреннем состоянии России. 1855 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    4. Народное чтение. Книжка первая
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    5. Цыганова Л. А.: Аксаков К. С. (Российская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    6. Бражников Илья: Аксаков К. С.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    7. Биография (вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    8. Клевенский М.: Аксаков К. С. (Большая биографическая энциклопедия. 2009)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    9. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    10. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    11. Лосев А. Ф.: Филология и эстетика Конст. Аксакова
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    12. Пресняков А.: Аксаков К. С. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    13. Козловский А. А., Тюнькин К. И.: Аксаков К. С.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    14. Сербиненко В. В.: Аксаков К. С. (Новая философская энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    15. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    16. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. Часть I
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    17. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    18. Попов А. А., Сербиненко В. В.: Аксаков К. С. (Русская философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    19. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    20. Якушева Г. В.: Аксаков К. С. (Энциклопедический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    21. Карпов А. А.: Аксаков К. С.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    22. Трубачев С.: Аксаков К. С. (Русский биографический словарь А. А. Половцова)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    23. Антонов В.: Аксаков К. С.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    24. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Большая советская энциклопедия, 1969 — 1978 гг.)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    25. Шикман А. П.: Аксаков К. С. (Деятели отечественной истории. Биографический справочник)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    26. Биография (вариант 6)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Смолин Михаил: Аксаков Константин Сергеевич
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: 15 лет (ранее по возрасту в университет поступил только лишь Грибоедов) он поступил в Императорский Московский университет, на словесное отделение. «Думая, - писал вспоминая о тех годах К. С. Аксаков, - что свобода студенческих моих занятий, не дав мне много сведений положительных, много принесла мне пользы, много просветила меня и способствовала самостоятельной деятельности мысли» (Воспоминания студентства 1832-1835 годов. СПб., 1910. С. 14). В университете Константин Аксаков знакомится со Станкевичем учившимся на втором курсе, когда К. С. Аксаков был еще на первом. О кружке Станкевича, позже он вспоминал так: «В этом кружке выработалось уже общее воззрение на Россию, на жизнь, на литературу, на мир, - воззрение большею частию отрицательное. Искусственность Российского патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов, неискренность печатного лиризма, все это породило справедливое желание простоты и искренности, породило сильное нападение на всякую фразу и эффект; и то, и другое высказалось в кружке Станкевича, быть может впервые, как мнение целого общества людей. Как всегда бывает, отрицание лжи доводило и здесь до односторонности; но, надобно отдать справедливость, односторонность эта не была крайняя, была искренняя; нападения на претензию, иногда даже и там, где ее не...
    2. Аксаков К. С. (Энциклопедия Кругосвет)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: стихотворении Москве , драме Освобождение Москвы в 1612 , (1848; запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря 1850). Выступал в Московском литературном и ученом сборнике (1846–1847), Московском сборнике (1852), в журналах «Москвитянин» (привлечен как поэт В. Г. Белинским), «Русская беседа». С 1857 негласный редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику (в т. ч. статьей Публика – народ . Опыт синонимов , где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи»). Автор двух повестей в русле поэтики Э. Т. А. Гофмана (в т. ч. Вальтер Эйзенберг. ( Жизнь в мечте ), Краткого исторического очерка земских соборов , статей о русских былинах, Мертвых душах Н. В. Гоголя, произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др. (при этом выступал против «петербургской литературы» и особенно натуральной школы, назвав ее «раздольем посредственности»). Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические мотивы «природы» и «святой поэзии», широкую известность приобрело стихотворение Мой Марихен так уж мал , текст которого (с изменениями) положен на музыку П. И. Чайковским ( Детская песенка. Мой Лизочек ). Известны переводы Аксакова (в т. ч. из И. В. Гёте, Ф. Шиллера, А. Мицкевича), несколько драматургических опытов (в т. ч. пародия Олег под Константинополем , 1834–1839, отд. изд. 1858), публицистические обзоры русской литературы, в т. ч. современной, а также статьи О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности (1852), Еще несколько слов о русском воззрении (1856), записка царю...
    3. О внутреннем состоянии России. 1855 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: государства образовались путем завоевания (варварами Римской империи), в то время как Русское – путем приглашения народом власти (новгородцами варягов). Поэтому западным странам свойственна внутренняя борьба, а России – добровольное сотрудничество народа и власти на основе формулы: «Сила мнения – народу, сила власти – царю». Текст приводится с сокращениями. Первый, явственный до очевидности вывод из истории и свойства русского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного. Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианства. Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнию. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя. Итак, русский народ, отделив от себя государственный элемент, предоставив полную государственную власть правительству, предоставил себе жизнь, свободу нравственно-общественную, высокая цель которой есть общество...
    4. Народное чтение. Книжка первая
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: великодушные литераторы долго жуют предварительно пищу и предлагают народу уже жеванное. Чтение для народа! По нашему мнению, уже в этой мысли лежит ложь. Что же народ – разве особенный отдел людей? Почему же для него и не существует общего чтения, как для всех людей вообще, а изготовляется нарочно чтение народное ? Почему «История» Карамзина, «История» Соловьева, «Путешествие», например, Головнина, «Юрий Милославский» [1] и пр. и пр. – не народное чтение? И что это за чтение по сословиям? Но ведь в то же время у вас нет чтения дворянского, нет чтения купеческого: отчего же существует у нас чтение народное? Или вы на народ смотрите, как на малолетних детей, и – как детское чтение, – так выделяете и народное чтение? «Наше общество образованно, а народ находится в невежестве», – говорите вы. Неужели вы не знаете, что масса сведений сама по себе ничего не значит и что шкап, наполненный самыми умными книгами, нисколько от того не выигрывает и сам умным не становится, что, следовательно, вся сила в том, какое изменение производит масса сведений в принявшем ее человеке, как он усваивает ее, как ею пользуется? Неужели не знаете вы, что масса сведений, положенная в голову человека, сама по себе еще нисколько не дает право на совершеннолетие, что есть дети-скороспелки, перенявшие не только сведения, но и приемы ученого рассуждения о высоких и просвещенных предметах, и что все они – дети, и вдобавок жалкие дети? Ученый ребенок все остается...
    5. Цыганова Л. А.: Аксаков К. С. (Российская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: предприятий славянофилов. С 1857 года негласный редактор газеты «Молва». В основе его исторической концепции лежало признание исключительности России. Обращаясь к исследованиям национального фольклора, литературных и исторических памятников, Аксаков отмечал отсутствие развитого родового строя и решающую роль семейно-общинных отношений у древних славян . Также он критиковал петровские реформы как прервавшие развитие русского общества и нарушившие традицию взаимоотношений народа и власти. Общественно-политические воззрения Аксакова были сформулированы в статье «Голос из Москвы» (1848), написанной под влиянием революции в Европе. Осуждая революцию и признавая ее «чуждость» России, Аксаков подчеркивал второстепенное значение для русского народа политических и государственных отношений. По его убеждению, подлинные интересы народа всецело лежат в духовно-религиозной области. Считал идеальной формой государственной власти православную самодержавную монархию. Для него республика — «самая вредная форма правления», а конституция — «осуществленная ложь и лицемерие». Наиболее удачную форму сотрудничества государства и народа усматривал в земских соборах. В то же время резко критиковал ситуацию в России, коррупцию чиновников и крепостное право. Значительная часть наследия Аксакова посвящена русской литературе. Главным критерием оценки...
    6. Бражников Илья: Аксаков К. С.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: сыном писателя С. Т. Аксакова. До 9 лет рос в деревне. С 1826 года К. Аксаков почти безвыездно живет в Москве. В 1832 году поступил на словесный факультет Московского университета и окончил курс кандидатом в 1835 году. Попытка поехать за границу в 1838 году была неудачна: К. Аксаков еле выдержал пять месяцев вне отчего дома. Принадлежал сначала к кружку Н. В. Станкевича, где познакомился с философией Гегеля и вместе с Самариным стал, по выражению Герцена, «православным гегельянцем». По словам Чичерина, Аксаков был в это время убежден, что «русский народ преимущественно перед всеми другими призван понять Гегеля», — т. е. дать простор в себе самосознанию Абсолютного Духа. Однако сложившееся в кружке общее воззрение на русскую жизнь и на русскую литературу, «большею частью отрицательное», постоянные «нападения на Россию, возбужденные казенными ей похвалами», по собственному свидетельству К. Аксакова, причиняли ему боль. После кончины Станкевича и отъезда Белинского в Петербург (1839) К. Аксаков сближается с другим кругом — старших основателей славянофильства: Киреевскими и Хомяковым . Теоретические основы их учения К. Аксаков принял готовыми; оно прекрасно отвечало его семейному воспитанию и личным пристрастиям. Именно К. Аксакову принадлежат некоторые, ставшие стереотипными, положения славянофильской доктрины: так, 1843 г. написано стихотворение с программным названием «Возврат» , в котором содержится призыв «домой», в Московскую Русь; стихотворение «Петру» [1]...
    7. Биография (вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: переезжает в Москву. Спустя шесть лет 15-летний А. поступает в Московский университет на словесный факультет (готовился к нему в пансионате М. П. Погодина), который оканчивает в 1835 г. В студенческие годы он был участником кружка Н. В. Станкевича и, как и другие участники кружка (в частности, В. Г. Белинский), испытывал влияние немецкой классической философии (прежде всего, Г. Гегеля). Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), несмотря на славянофильскую направленность работы и оригинальность научных выводов (например, своеобразную трактовку проблемы стиля). Этапы развития литературы в целом рассматривались молодым ученым в духе гегелевской концепции культурно-исторического процесса. В конце 30-х гг. в московских салонах сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским. Воздействие их идей было значительным, и вскоре он и сам становится приверженцем и теоретиком славянофильства. Окончив университет, Аксаков сотрудничал в «Москве» и «Московском наблюдателе» (редактором которого в 1838 -1839 гг. был В. Г. Белинский). После защиты магистерской диссертации он предполагал приступить к научно-преподавательской работе в университете, но планам этим не суждено было осуществиться. В Московском университете вакансий не ...
    8. Клевенский М.: Аксаков К. С. (Большая биографическая энциклопедия. 2009)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: гг., которая была заинтересована в реформе крепостного хозяйства на капиталистических началах, но в то же время страшилась результатов развития в России промышленного капитализма и связанного с ним обострения классовой борьбы. Для А. Россия и Европа — два разных мира: история России ни в чем не похожа на западноевропейскую. В рус. истории, вместо классовой борьбы, как на Западе, А. усматривает стремление к "согласию" и "христианское смирение". Русский народ в изображении А. — народ не государственный, не политический. Он предоставляет всю полноту власти добровольно признанному им правительству, а себе оставляет "свободу духа и жизни" и "силу мнения". Такое толкование истории подсказано классовым инстинктом поместного дворянства: трепеща перед возможной народной революцией, оно стремилось создать убеждение, что рус. истории не свойственны революционные пути и что помещики всем ходом исторического процесса гарантированы от покушений крестьянства на самодержавную власть. Этим же объясняется возмущение А. диалектикой Гегеля, революционное значение которой он хорошо понимал. Особенности "русского духа" лучше всего выражаются, по мнению А., в созданной русским народом с незапамятных времен общине, которую А. понимает как "союз людей, отказывающихся от своего эгоизма", — союз, основанный на "нравственном законе". Этот восторг перед общиной выражал в скрытой форме взгляды определенных помещичьих кругов. Помещики, главным образом, центральной и восточной России в годы, предшествующие реформе 1861, возлагали на сельскую поземельную общину особые надежды. Они надеялись, что после юридического освобождения крестьян общину с ее круговой порукой можно будет легко и надежно использовать для обеспечения помещику получения...
    9. Дмитриев С. С.: Аксаков К. С. (Советская историческая энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: исторических работах - "Об основных началах русской истории" (1861), "Родовое или общественное явление был изгой?" (1850), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Семисотлетие Москвы" (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851),"Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и анти-историческое направление?" (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматических произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою историческую концепцию, опиравшуюся на романтическо-идеалистические идеи славянофильства, Аксаков противопоставлял взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали ("сила власти - царю, сила мнения - народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить "землю". Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной - основой всего общественного строя Руси. Требования изучения внутренней жизни народа, его быта, культуры имели положительное значение, но понимание народа у Аксакова не выходило за пределы консервативно-романтической философии славянофилов. Публицистические выступления Аксакова (записка "О внутреннем состоянии России", 1855, опубл. 1881; "Опыт синонимов. Публика - народ", 1857, и др.; мн. стихотворения, особенно...
    10. Биография (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: и первой его книгой для чтения была "История Трои". К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. Читал в детстве Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до пятнадцати лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии. Особенно любил Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С двенадцати лет в нем сказалось литературное дарование: в свои исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях "дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение". Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, в возрасте пятнадцати лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров - Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин - внесли новый дух в университетское преподавание. С другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических. Во время пребывания Аксакова в университете (1832—1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам...